Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842 после смерти поэта.В 1939-40 году Лермонтов познакомился с княгиней Марией.Они очень любили друг друга. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.
В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в стихотворении не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, одухотворённости наступающей после молитвы чувствуется в каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко, легко…”. Слёзы – состояние очищения, когда верующие люди молятся – это нередкое явление. После них всегда становится “легко” и умиротворённо.
(Средства выразительности: Эпитеты – сила благодатная, слов живых, молитва чудная, святая прелесть делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным. В небольшом по объёму стихотворении достаточно много тропов и других средств выразительности. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: “и так легко, легко…” Метафоры: “сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них”. Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.)
Среди множества прочитанных мною книг, я выделила для себя произведение "Собачье сердце" М. А. Булгакова.
Меня привлёк образ одного из самых необычных героев - Полиграфа Полиграфовича Шарикова. История зарождения его жизни заставляет находиться под впечатлением долгое время. С его телом была произведена фантастическая работа, чтобы сделать из него человека. Профессор Преображенский сотворил невозможное, однако ему не все удалось предусмотреть. Физически Шариков был похож на человека, но в тоже время на подсознательном уровне он продолжал оставаться псом. Полиграф перенял все негативные черты своего донора, оттого был похож на человека с собачьим сердцем. Несмотря на то, что в работе Преображенского не было допущено ошибок за Полиграфом сохранялись повадки пса, от которых он не мог избавиться. Иногда подопечный профессора вел себя чудовищным образом. Преображенскому очень долго приходилось терпеть выходки своего "больного". Однажды он всё-таки не выдержал и провёл "обратную" операцию.
Таким образом, я считаю, что искоренить из человека некоторые его черты невозможно!
Афанасий Вяземский
Алексей и Федор басмановы
Василий грязный