Любовная лирика Пушкина крайне обширна и многообразна. Ее составляют стихотворения, написанные в жанрах послания, элегии, романса и в полижанровых формах. Одним из произведений, относящихся к любовной лирике, является стихотворение «Мадонна» . Посвящено оно Н. Гончаровой, жене поэта, и отражает реальную ситуация. Как писал Пушкин в письме к своей жене, в этот период он «проводил целые часы» перед картиной, изображающей «белокурую мадонну» , которая похожа на нее «как две капли воды» . Написано стихотворение в форме сонета, что являются отнюдь не случайным. Строгая, традиционная форма отражала внутреннее содержание стихотворения, его идейный смысл: воспевание истинного чувства «без прикрас» , без показного блеска и славословий. Содержательно стихотворение делится на три части. В первой части, являющейся своеобразной экспозицией, поэт говорит, что хотел бы украсить свою «обитель» не «множеством картин старинных мастеров» , которым бы изумлялись посетители и знатоки искусства. Во второй части поэт раскрывает суть своих предпочтений. Он хочет лицезреть среди своих «медленных трудов» одну – единственную картину, которая бы полностью выражала его представление о прекрасном, его взгляды на мир и живущих в нем людей. На этой картине должны быть изображены «пречистая» , то есть мадонна, и «божественный причем «без ангелов» , одни, «под пальмою Сиона» . Она должна «взирать» «с величием» , он – «с разумом в очках» . В подобное разделение четко прослеживаются взгляды поэта на мужское и женское призвание в этом мире. Для женщины – это материнство, для мужчины – свет разума, который он несет с собой в окружающую действительность. Но это не просто разум. По Пушкину, разум – это только то, что освящено нравственным началом. Предназначение Мессии состоит в том, чтобы делать мир и людей лучше, просвещать своих собратьев. И разум в его глазах – это не что иное, как осознания своего предназначения, следование Божественному промыслу. Именно поэтому поэт называет мадонну и кроткими» . Они не ропщут против своего Божественного предназначения в мире, принимают свою судьбу с радостью и благодарностью по отношению к Создателю. В третьей части стихотворения Пушкин проецирует свои воззрения на реальную жизнь, говоря, что Творец исполнил его желания. Поэт верит, что все в мире происходит по воле Творца. Мир изначально благостен и прекрасен, так как является творением Бога, проявлением силы неизмеримо более высокого порядка, чем человек, а оттого – более разумной и гуманной. Бог любит свое творение, поэтому не может быть благословенно и самое прекрасное из чувств – любовь. Любовь – это то, при чего человек может уподобиться Творцу: женщина – интуитивно, нося в себе, а затем производя на свет потомство; мужчина – постигая разумом нравственный закон как основу мироустройства и фундамент великого замысла Творца. Для придания большей выразительности языку, Пушкин, несмотря на общую аскетичность изобразительных средств в стихотворении, использует метафоры (медленные труды, чистейшая прелесть) ; эпитеты (важное сужденье) . Язык и сама форма – сонет – отсылают нас к лучшим образам эпохи Возрождения, в которых искреннее чувство выражалось с необыкновенной силой, несмотря на отсутствие языковых средств и отсутствие многословия. Столь подчеркнутое обращение к поэтике и образам эпохи Возрождения, безусловно, имело и тот смысл, что поэт тем самым высказывал свое несогласие с романтической концепцией человека и романтической трактовкой любовного чувства. Итак, основная идея стихотворения состоит в том, что автор приемлет естественные законы бытия и воплощает природу, являющуюся воплощением вечного течения жизни. Осознание своего предназначения и следование ему есть, по Пушкину, та высшая кротость по отношению к Создателю, тот «чистый идеал» , которые и могут принести человеку счастье.
Вообще, весь смысл стихотворения заключается в словах попутчика-автора:
Да не робей за Отчизну любезную Вынес достаточно русский народ Вынес и эту дорогу железную, Вынесет всё, Что господь ни пошлёт: Вынесет всё!И широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе, Вот только жить в эту пору прекрасную Уж не придётся ни мне, ни тебе!
Автор пишет о безнадёжной и бесконечной вере, в которой проявляется патриотизм. Но не стоит забывать и о объективной оценке будущего страны. Всё будет хорошо, но не сразу, должно пройти время. Люди верят в то, что если они сейчас потрудятся, то их потомкам будет лучше жить. О проблема рабочего класса в строительстве железной дороги. Людей эксплуатировали. Железная дорога был построена на крови, огромной человеческой жертвой и безграничной силой человеческого духа. Но их труд не пропал даром: они создали великолепное сооружение, и поэт прославляет народ-труженик:
Благослови же работу народную И научись мужика уважать.
Автор осуждает народ, который смирился со своим положением и не решается на открытый протест. Однако поэт настроен оптимистически и верит в то, что активность крестьян пробудится, твердо уверен в том, что трудолюбивый русский народ не только проложит железные дороги, но и создаст в будущем «пору прекрасную» . Но не в этом ли проявляется наш народ? Мы готовы терпеть до самой последней крайности.
НУ ВОТ ВРОДЕБЫ ГОДНОЕ
В голове моей пустота,
Темнота и не видно дна.
И пуста моя комната.
Как мне выйти из омута?
Помню, сестре говорила: "Сможешь!"
Ты для него была не только подругой.
В голосе слышу обиду и горечь.
Вряд ли меня ты теперь уже вспомнишь.
Рвали номера.
Обещали друг другу,
Что больше не будем.
Но все повторяется, как вчера.
Заметила, что косо на вас смотрят люди.
А в голове пустота
И из дома дым,
Мальчик мой, ты не бойся,
В комнате с сестрой пускаем мы кольца.