Полиграф Полиграфович Шариков является необычным существом, результатом научного эксперимента:
"...Вы ведь, так сказать, – неожиданно явившееся существо, лабораторное..."
"...Шариков Полиграф Полиграфович, гм… Зародившийся в вашей, мол, квартире..."
Шариков появляется на свет в результате операции, которую проводит известный профессор Преображенский. Операция заключается в том, что профессор пересаживает псу Шарику человеческие органы (семенные железы и гипофиз). Донором органов оказывается молодой неблагополучный гражданин Клим Чугункин, умерший накануне:
"...ведь вы делали опыт, профессор! Вы и создали гражданина Шарикова..."
"...пересажены мужские яичники с придатками и семенными канатиками <...> придаток мозга – гипофиз и заменён человеческим..."
"...Клим Чугункин! Борменталь открыл рот. – Вот что‑с: две судимости, алкоголизм..."
После операции пес Шарик за несколько недель превращается в "гражданина" Шарикова:
"...перемена гипофиза даёт не омоложение, а полное очеловечение (подчёркнуто три раза).."
О внешности гражданина Шарикова известно следующее:
"...облик окончательно сложился. а) совершенный человек по строению тела; б) вес около трех пудов; в) рост маленький; г) голова маленькая... ж) одевается самостоятельно..."
"...У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу за ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жёсткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над чёрными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щётка.
Пиджак, прорванный под левой мышкой, был усеян соломой, полосатые брючки на правой коленке продраны, а на левой выпачканы лиловой краской.
На шее у человека был повязан ядовито – небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстука был настолько бросок <...> с полу, разбрызгивая веера света, бросались в глаза лаковые штиблеты с белыми гетрами.
«Как в калошах» – с неприятным чувством подумал Филипп Филиппович <...> Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом..."
"...Язвительная усмешка искривила усишки человека..."
"...поглядывал на Шарикова, чёрная голова которого в салфетке сияла, как муха в сметане..."
"...Иван Арнольдович и Шариков, одетый в кепку с утиным носом и в драповое пальто с поднятым воротником, уехали в цирк..."
"...небольшие его ноги, крытые чёрным пухом, заплетались по паркету..."
"...Он пригладил жёсткие волосы..."
Выразительно и твердо названа А. Твардовским поэма "По праву
памяти". Всем своим названием взрывала страшное молчание,
покрывающее многие годы сталинского режима.
"Кто прячет ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу... "
Почему именно данную тему, именно в данном направлении и
именно в данный момент (1969г.) Твардовскому захотелось
"досказать"?
ответ дан в самой поэме, вся заключительная глава которой как раз
и является таким ответом.
...Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую боль.
И чтобы волны
Над ней сомкнулись.
Быль забыть!
Твардовский говорит правду о тяжелейших годах сталинской эпохи.
Он вспоминает слова вождя:" Сын за отца не отвечает".
Очень сложно понять смысл этих слов, не зная их исторической
основы. Именно во времена Сталина появилось понятие "враг народа",
а позднее - и "дети врага народа". Клеймо "враг народа"
полностью вычеркивало человека из жизни, делая его никчемным
и ненужным.
А самое ужасное в том, что очень часто дети стремились скрывать
свое и старались забыть родителей, вошедших в категорию
"врагов народа".
Твардовский не может смириться с подобным отношением к
ибо, по его мнению, забыть то, что было, – значит вычеркнуть из
памяти отца и мать, родных и близких.
Поэт считает, что нельзя стремиться к счастью, не помня об уже
ушедшем:
"Кто прячет ревниво,
тот вряд ли с будущим в ладу…"
"Вам из другого поколения", обращался поэт, необходимо помнить,
что история не делится на отрезки, события её не распределяются по
чинам и званиям: каждый отвечает за всё, что было в
совершается в настоящем и произойдет в будущем:
Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.
Твардовский чувствует ответственность перед молодым поколением.
Он хочет верить, что былые ошибки будут учтены, и в новой жизни
люди не станут испытывать стыд за
Зато и впредь как были – будет, -
Какая вдруг ни грянь гроза –
Людьми Из тех людей,
Что людям,
Не пряча глаз,
Глядят в глаза.
Объяснение:
...