Композиция-это определённое построение произведения,от которого зависит художественный эффект и впечатление от прочитанного.Гоголь связывает жизнь города с судьбами героев,события развиваются с движением жизни Петербурга,судьбы "маленьких" людей противостоят монументальности большого города,разрываясь между идеалом и действительностью.
Экспозиция повести-это описание Невского проспекта,зеркала жизни Петербурга.
Завязка действия происходит при встрече двух приятелей ,где их пути расходятся и каждый следует за своим "идеалом".
Развитие событий идёт параллельно,художник пытается "падшего ангела",а поручик ухлёстывает за замужней дамой.
Кульминацией повести являются отказ "падшей женщины" от руки и сердца Пискарёва,и порка Пирогова мужем его пассии.
Развязка повести-смерть и безлюдные похороны художника Пискарёва,и забытая поруганная честь, в лихой мазурке поручика Пирогова.
Эпилогом повести становится описание Невского проспекта,где всё не то,чем кажется и является на самом деле.
«Дубровский» (1832—1833). В последние годы жизни Пушкин в ряде своих произведений (и прежде всего в «Дубровском» и «Капитанской дочке» ) обращается к самой острой и злободневной проблеме русской действительности тех лет проблеме роста крестьянского недовольства, крестьянских восстаний. Это вызывалось как событиями, происходящими в русской жизни 30-х годов, так и эволюцией мировоззрения самого Пушкина, для которого мысль о крестьянском восстании стала одной из главных после поражения декабристов.
К концу лета 1832 г. у Пушкина возникает первоначальный замысел «Капитанской дочки», а в октябре того же года он начинает работать над романом «Дубровский». Таким образом, «Дубровский» и «Капитанская дочка» связаны были в сознании Пушкина, как звенья одной и той же цепи.
В «Дубровском» крепостники-помещики, продажные чиновники были изображены Пушкиным с реалистической точностью и конкретностью. Жестокий самодур Троекуров, внешне культурный князь Верейский даны на широком социально-бытовом фоне, что подчеркивало их типичность. Зато с неизменным и несомненным сочувствием нарисованы Пушкиным образы крестьян, в частности кузнец Архип с риском для жизни кошку после того, как он же поджег избу с находившимися там судейскими чиновниками. Крестьяне у Пушкина оказались более жизненно и психологически достоверными, чем их предводитель Владимир Дубровский, образ которого был создан в соответствии с традициями романтического искусства.
По существу, у Дубровского нет ничего общего с крестьянами. Он горит желанием отомстить Троекурову за личную обиду. Бунт же крестьян носит социальный характер. И закономерно, что как только восстание подавлено, Дубровский покидает своих крестьян. Очевидно, дальнейшие личные приключения Дубровского (они были намечены в сохранившихся планах) Пушкина уже не очень интересовали. Художественная структура романа получилась неоднородной: реалистическое изображение русской жизни с массой колоритных бытовых подробностей не сочеталось с традиционным образом «благородного разбойника», с которым были связаны всякого рода романтические приключения. Возможно, это ощущал и сам Пушкин, оставив роман незаконченным. К тому же в это время у него созревал другой замысел, возникший еще до начала работы над «Дубровским». Речь идет о «Капитанской дочке», связанной с «Дубровским» единством замысла: крестьянское восстание и место в нем дворянина.
Подробнее - на -