В своих книгах М.М. Пришвин ставит и решает серьезные вопросы — о смысле жизни, о том, как надо жить, чтобы оставить значимый след на земле, как любить всех и быть внимательнее к каждому. В сказке-были «Кладовая солнца» писатель с фантастических историй и персонажей стремился утвердить простые жизненные заповеди: необходимо проявлять внимание к природе и к человеку, важно приобретать жизненный опыт, каждый человек должен понимать и ценить красоту. Сказка-быль дает нам новые важные знания о жизни, наполняет наши сердца любовью к природе, стремлением беречь ее красоту.
В «Кладовой солнца» автор рассказывает сказочную историю, которая произошла с братом и сестрой — Митрашей и Настей, когда они решили пойти в лес за клюквой. Эта «кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью». Митраша помнил, как отец его поучал когда-то: «…по солнцу в лесу ты ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад — ошибешься, заблудишься…» Поэтому, собираясь в путь, прихватил с собой сумку с компасом. Во время своего путешествия дети попали на само Блудово болото, о котором в народе давно ходили легенды. Считалось, что «лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня…» С тех пор ель и сосна растут вместе. И, когда ветер качает деревья, ель и сосна стонут на все Блудово болото, словно живые существа.
В молодости я хорошо знал барона Мюнхаузена. В то время ему жилось очень трудно. Его лицо, костюм, словом, вся его внешность были очень неприглядны. По своему уму, происхождению и образованию он мог занять видное место в обществе, но он редко показывался там, не желая краснеть за свой жалкий вид и переносить косые взгляды и снисходительные улыбки. Все близкие знакомые очень любили барона за его неистощимое остроумие, весёлый нрав и прямодушие. А какой это был удивительный рассказчик! Теперь таких уже нет! Начнёт он, бывало, вспоминать что-нибудь из своей богатой всевозможными приключениями жизни, слова так и льются, картины сменяют картины, – все затаят дыхание, слушают, боятся проронить слово…
Как я уже сказал, барон редко показывался в обществе. В течение последних лет я нигде его не встречал и окончательно потерял из вида.
Я был несказанно удивлён, когда однажды увидел у себя в кабинете какого-то весьма элегантно одетого господина. Он вошёл со словами:
– Барон Мюнхаузен – ваш старый знакомый!
Очень прилично одетый старик имел моложавый вид. Его проницательные глаза лукаво подмигивали, а на лице играла весёлая улыбка.
– Кого я вижу? – воскликнул я. – Неужели это вы, господин Мюнхаузен? Вы, вероятно, внук или правнук…
– Нет, нет, – перебил меня вошедший господин и прибавил: – Это я, Мюнхаузен, ваш бывший знакомый. Напрасно вас это удивляет! Должен вам сказать, что теперь, благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам, дела мои поправились и я могу снова возобновить свои светские знакомства мне в этом, дайте мне несколько рекомендаций, чтобы я мог легче открыть себе доступ в общество.
– Но, барон, я, право, затрудняюсь это сделать. Я хорошо знаю вашу необузданную фантазию. Едва вы начнёте рассказывать, вами точно овладевает бес. Вы уноситесь за облака и говорите о таких вещах, которые не только не были, но и не могли быть. Я же ставлю истину выше всего не только как человек, но и как писатель.
– Что за странное обвинение, – обиделся Мюнхаузен. – Я необузданный фантазёр, рассказчик небылиц! Откуда вы это взяли? Правда, я люблю рассказывать разные случаи из моей жизни, но лгать, лгать? Никогда!.. Никто из Мюнхаузенов не лгал и не будет лгать! Не заставляйте же себя просить, мой добрый друг! А лучше напишите такую рекомендацию: «Мой старый друг барон Мюнхаузен» и т. д.
«улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы», «шепчет шаловливо» -олицетворение
«звезды золотые», «сонные березки», «шелковые косы», «серебряные росы». -эпитеты
«зеркало затона», «горят …росы», «сетку небосклона»-метафоры