Тютюнника "Климко" переносит читателя в тяжелые времена фашистской оккупации Украины, открывая несколько забытую страницу нашей истории. Главный герой произведения Климко это мальчик, который идет за много километров об соль, чтобы затем продать ее и от голода любимую учительницу с дочкой-младенцем и себя с другом.
Климко отважно идет дорогами войны, полными опасностей, побеждая в себе страх, побеждая иногда физическое бессилие и болезнь. По возрасту он был нашим ровесником, поэтому так больно чувствуешь сердцем все его страдания, поражаешься его выдержке и недитячій мудрости. А еще, кажется, будто примеряешь на себя ту тяжелую путешествие Климко и учишься у него решимости и милосердию .
Это милосердие беззащитных детей войны стало главной темой повести. Автор рассказывает о встрече на базаре Климко и Зульфата со своей учительницей, которая с малым ребенком оказалась в тупике. С этого времени у друзей появилось благородное желание ей, и они берут на свои слабые плечи все заботы о Наталью Михайловну с Олей, становятся их опорой. Именно заботясь их жизнью в первую очередь, отправляется юный герой новеллы Климко в дальнюю дорогу.
Климко с сапожником во время осады на базаре незнакомую девушку от Германии, хотя мог расплатиться за это жизнью. И мы понимаем, что настоящие люди остаются людьми даже в экстремальных ситуациях, проявляя сострадание и милосердие к другим.
Позже мы видим Климка во время пребывания у тети Марины, которая выхаживала его в горячке и хотела даже оставить у себя - усыновить. Но мальчик, хотя ему и нравилось в доброй женщины, не согласился, потому что чувствовал ответственность за жизнь дорогих ему людей. Мне кажется, что в этом эпизоде очень отчетливо показывается доброта и самоотверженность человеческой души моих соотечественников-украинцев.
И важнейшим, на мой взгляд, является заключительный эпизод новеллы - возвращение Климка с сумкой соли на станцию советскому пленному и смерть мальчика. После опасной дороги, после тяжелых испытаний, преисполненный радостью, возвращался обратно Климко с драгоценной солью. И здесь подстерегла мальчика неумолимая смерть, как она подстерегала на тех военных дорогах многих его ровесников. И даже в эту судну час Климко предстает человеком, который заботится не о себе, а о других. Забыв об опасности, он показывает советском пленному воину, куда бежать. Здесь и скосила его очередь из немецкого автомата: "Он впился пальцами в дежурку на груди, тихо ахнул и упал. А из пробитого мешка тоненькой струйкой потекла на дорогу соль...".
Перед глазами еще долго стоит эта струйка соли, а сердце заполняет безграничная тоска и любовь к мальчику с бескорыстной, милосердным и отважной душой, что жила для добра. Любовь ко всем детям войны, которые проявляли такое милосердие, которое и взрослым иногда было не по силам.
Образ Акулины составляет идейный и композионный центр. Первое упоминание этого образа в тексте скульптурно: девушка сидит, потупив голову и уронив руки на колени. Эта поза глубокой задумчивости, по ней можно догадаться о противоречивых мыслях и одновременно покорности– далее это подтверждается текстом: лицо “просто и кротко и полно недоумением перед собственной грустью”. Рассказчик восхищен ею, ему не удается скрыть восторг перед красотой девушки за слегка ироничными характеристиками (подобающими охотнику и барину): “очень не дурна собою”, “головка очень мила”, “даже немного толстый и круглый нос”- сквозь эти попытки сделать описание объективным, посторонним и даже слегка циничным читатель видит любование каждой чертой девушки. Каждая деталь одежды притягивает внимание то к кистям рук, то к шее, то к талии. Интересна противоречивая деталь: волосы“белокурые” и одновременно “пепельного цвета”. Они причесаны по- крестьянски – “расходятся двумя полукругами из-под узкой алой повязки”. Кожа тонкая, красиво загорелая. Далее упоминаются высокие брови, длинные ресницы, причем воображение рассказчика рисует глаза девушки прежде, чем он их увидел. На коленях Акулины густой пучок полевых цветов, по щеке катится слезинка.Рассказчик не случайно внимательно следит за глазами и телодвижениями, потому что жесты, взгляды и выражение лица могут сказать наблюдателю то, что ему не слышно издалека, когда Акулина и Виктор разговаривают. И, конечно, только так охотник может судить о мыслях, настроениях героини. Вначале глаза“быстро блеснули” - девушку потревожил звук. Это передает беспокойство. Глаза были “большие, светлые и пугливые, как у лани”. С ланью сопоставляется робкая и грациозная девушка. Следующее движение, присущее девушке-лани: “она встрепенулась”, затем “выпрямилась и оробела; взор задрожал”. По этому описанию очевидно, что девушка ожидает встречи, что она боится этой встречи, но страстно желает ее. Это противоречие еще больше подтверждается, когда появляется Виктор: она“вспыхнула, радостно, счастливо улыбнулась – и тотчас поникла вся, побледнела, смутилась”. Взгляд окрашивается неожиданно по-новому: он становится “почти молящим”. И далее в отношении к Виктору проявляется преклонение: Акулина жадно ловит каждое его слово и робко целует руку, а в ее взоре– “столько нежной преданности, благоговейной покорности и любви”. Акулина живописна и в проявлении горя. При этом в ней нет ничего показного, фальшивого. Девушка пытается сдержаться, но чувство щемящей тоски и безысходности наполняет каждое движение: “все ее тело судорожно волновалось”. Под конец возникает снова образ лани: при появлении охотника “откуда взялись силы - она с слабым криком поднялась и исчезла за деревьями”.