— В жизни каждого из нас может наступить момент, когда ты совпадаешь со своей судьбой, — произносит учитель литературы Андрей Дымов в эпилоге романа Сергея Кузнецова, — и для меня этот момент, похоже, настал.
На волне моего увлечения современной русской литературой ко мне в руки попал роман «Учитель Дымов» — и он прекрасен! Тот редкий случай, когда не дочитав хочешь рекомендовать книгу. Но я дошла до заветных цифр 2014 — 2017, удержалась.
О чем роман? Прежде всего, о времени. А ещё о тех людях, которые стремятся сохранить себя и своих близких, независимо от времени и обстоятельств.
Мелькают даты: 1917 — год революции и рождения Володи Дымова, профессора химии; 1947 — год его знакомства с Оленькой и Женей, для первой он станет мужем, для второй — платонической любовью на всю жизнь; 1991 — развал Советского Союза и смерть Володи; 2011 — события на Болотной площади. Мелькают календарными листами годы переезда Дымовых и Жени из города в город, встреч и расставаний, рождения, а позже и смертей.
На фоне исторических событий — жизнь и выбор трёх поколений учителей Дымовых, суть которых выразил старший из них, Володя:
— Я преподаю химию, а учу я — мыслить, потому что это единственное, чему можно научить. Можно преподавать физику, математику, немецкий язык, да хоть историю древнерусской литературы — тема не важна, важен метод и рефлексия о нем. А поскольку для умного человека нет ничего интересней, чем мыслить.
Учительство становится для Дымовых формой максимального ухода от контактов с государством. Владимир Дымов не готов голосовать «за» или «против» своих коллег-учёных. Его сын Валера, простой учитель физкультуры, — стать диссидентом или вступить в партию. Андрей, представитель третьего поколения учителей Дымовых, — решить, имеет ли он право вывести несовершеннолетних учеников на Болотную площадь.
Отметила, в романе нет внешнего конфликта, нет отрицательных персонажей. Даже образ государства, власти — это не зло, не репрессивная машина, а скорее неизбежный контекст. Условия, в которых героям необходимо существовать, сосуществовать, делать выбор «жить не по лжи» и/или «заниматься любимым делом». Идеально, когда получается «И».
Каждый из Дымовых решает, что он не будет менять мир. Они выбирают что-нибудь простое и надежное — где существует правда и ложь, где вчерашние истины не могут сегодня оказаться преступными. И тут даже не про пастернаковские «откровения, бури и щедроты», а простое желание совпасть со своей судьбой.
Онегин, дворянин по происхождению, получил типичное для того времени домашнее воспитание и образование. Его обучал французский гувернер, который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». Такое образование было весьма поверхностным и бессистемным, но талант Евгения «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка» позволял ему в глазах окружающих выглядеть просвещенным человеком. Поэтому Онегина охотно принимали в свете, считая, что «он умен и очень мил». Воспитание, полученное Онегиным, определило его отношение к труду. Он не умеет и не хочет работать, «труд упорный ему… тошен». Но зато он может блистать в свете, демонстрируя там утонченные манеры, знание моды, отменный вкус. В соответствии с условностями светского общества Онегину не свойственна искренность, он умеет скрывать свои чувства: Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать. В Петербурге Онегин ведет типичный для столичной аристократии образ жизни: рестораны, балы, театры, любовные приключения. Такая жизнь однообразна и пуста. Постепенно «…ему наскучил света шум…измены утомить успели; друзья и дружба надоели…». Бесцельное, праздное существование приводит Онегина к разочарованию в жизни. Ему становится скучно повсюду, он испытывает презрение к светскому обществу. Стремясь отгородиться от этого общества, Онегин уединяется. «Томясь душевной пустотой», он пытается заняться чем-нибудь полезным и таким образом удовлетворить свои духовные потребности. Сначала он делает попытку писать, но отсутствие желания трудиться приводит к тому, что «ничего не вышло из пера его». Чтение книг также не приносит удовлетворения, потому что в них он видит ту самую жизнь, из которой хотел бы вырваться: …Там скука, там обман иль бред; В том совести, в том смысла нет… Приехав в деревню, Онегин попробовал заняться хозяйством, облегчил положение крестьян в своем имении: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Но и это недолго занимает его. Евгений Онегин представлен Пушкиным как человек сложный, с противоречивым характером. Обстановка и воспитание сделали главного героя эгоистом, думающим только о себе, о своих желаниях и удовольствиях. Он не обращает внимания на чувства и страдания других людей легко обидеть человека и даже не заметить этого. Онегин отвергает любовь Татьяны, просто боясь потерять свою «постылую свободу». А эгоистичное желание досадить своему другу приводит к убийству Ленского на дуэли. Но Евгений Онегин – не отрицательный герой. У него много положительных качеств. Пушкину нравится «…мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум». К сожалению, этот ум не востребован обществом. Онегин не лишен благородства. Он честен по отношению к Татьяне, не желает воспользоваться ее неопытностью. Евгений – наблюдательный человек и тонкий психолог. При первой же встрече он оценил Татьяну, выделил ее среди других женщин. Несмотря на «взаимную разноту», он сблизился лишь с романтичным, восторженным, мечтательным Владимиром Ленским, так как увидел в нем близкое для себя неприятие окружающего мира. Противоречивость характера Онегина определяет его отношение к окружающим людям. Болезнь дяди привела Евгения в среду поместного дворянства. Но он не хочет поддерживать отношения с ограниченными соседями-помещиками, которые могут разговаривать только «о сенокосе и вине, о псарне и своей родне». Он предпочитает одиночество. За это Евгений получает от помещиков нелестную характеристику: «Сосед наш неуч; сумасбродит; он фармазон…». Встреча Онегина с Татьяной Лариной могла бы изменить его жизнь, наполнить ее смыслом. Искренняя, глубокая любовь Татьяны поразила Евгения. Однако эгоизм и желание избежать сильных эмоциональных переживаний заставило его отвергнуть эту любовь. Онегин убеждает Татьяну, что не создан для размеренной и однообразной семейной жизни. Только через несколько лет, вновь встретившись с Татьяной, Онегин понимает, что «счастье было так возможно». Трагически заканчивается и дружба Евгения с Ленским. Из-за глупой размолвки Онегин убивает друга на дуэли, не найдя в себе сил подняться выше предрассудков того общества, которое сам же и презирает. Не в силах оставаться там, где совершено преступление, мучаясь угрызениями совести, Онегин покидает свое поместье. Он вынужден метаться по свету, везде лишний, не находящий применения своим недюжинным и уму, страдающий от своей ненужности. И в этом заключается трагичность образа Онегина. Крушение надежд на счастье, трагедия личной жизни – это расплата за бесцельно прожитую жизнь, за не выступить против условностей того общества, которое он осуждает.
О взаимоотношении героев с Катериной. И о том, что Катерина сделала не так.