У Тараса Бульбы было два сына. Главное для отца — чтобы сыновья храбро воевали, всегда защищали свою честь, стояли за веру Христову, а если иначе — то пусть хоть пропадут! Старший сын воплощает продолжение героических традиций, народный, национальный путь непримиримой борьбы за свободу и независимость Украины, а младший выражает антинациональную позицию к сближению с Польшей.
Остап всегда был хладнокровен и никогда не терялся. В свои двадцать два года он мог предвидеть и соразмерить опасность, чтобы потом лучше преодолеть ее. Андрий по своему душевному складу эгоист. Он отличался страстностью, пылкостью чувств, преобладающих над рассудком.
Черты лица Андрия — юношески нежные, мягкие. «Андрий… не знал, что значит обдумывать… или измерять свои или чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве… » Это был вспыльчивый юноша, он делал то, чего никогда бы не сделал хладнокровный и разумный Остап, и творил в битве чудеса. Увлечение красотой, изяществом речи, образованностью воеводской дочери, мишурным блеском польской аристократической культуры ведет его к разрыву с традициями своего народа, к измене отечеству.
В образе Остапа Гоголь воплотил отвагу, силу и мужество, любовь к родине и свободе, ненависть к врагу — лучшие качества, присущие самоотверженному защитнику родной земли. Образ же Андрия резко обособлен в повести. Он противопоставлен народному характеру, и его позорная смерть является необходимым нравственным возмездием за предательство, измену общенародному делу.
1. Белка и волк2. Большая печка3. Волга и Вазуза4. Волк и кобыла5. Волк и старуха6. Вольга-богатырь7. Воробей8. Два брата9. Девочка и разбойники10. Делёж наследства11. Дурак и нож12. Ёж и заяц13. Журавль и аист14. Зайцы15. Зайцы и лягушки16. Избушка и дворец17. Как волки учат своих детей18. Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было19. Как мужик гусей делил20. Конь и кобыла21. Котёнок22. Лебеди23. Лев и мышь24. Лев и собачка25. Лев, волк и лисица26. Летучая мышь27. Липунюшка28. Лисица и журавль29. Мужик и водяной30. Мужик и огурцы31. Мыши32. Мышь полевая и мышь городская33. Награда34. Отец и сыновья35. Перепёлка и её дети36. Праведный судья37. Пчёлы и трутни38. Работник Емельян и пустой барабан39. Ровное наследство40. Святогор-богатырь41. Сказка об Иване-дураке и его двух братьях42. Собака и её тень43. Телёнок на льду44. Тетерев и лиса45. Тонкие нитки46. Три вора47. Три медведя48. Уж49. Упрямая лошадь50. Хозяин и работник
Одна из сказок: У ручья под кустом маленький стоял городок. В маленьких домах жили человечки. И всё было у них маленькое — и небо, и солнце с китайское яблочко, и звёзды. Только ручей назывался — окиян-море и куст — дремучий лес. В дремучем лесу жили три зверя — Крымза двузубая, Индрик-зверь, да Носорог. Человечки боялись их больше всего на свете. Ни житья от зверей, ни покоя. И кликнул царь маленького городка клич: — Найдётся добрый молодец победить зверей, за это ему полцарства отдам и дочь мою Кузяву-Музяву Прекрасную в жёны. Трубили трубачи два дня, оглох народ — никому головой отвечать не хочется.
На третий день приходит к царю древний старец и говорит: — На такое дело, царь, никто не пойдёт, кроме ужасного богатыря великана, что сейчас у моря-окияна сидит и кита ловит, снаряди послов к нему. Снарядил царь послов с подарками, пошли послы раззолоченные да важные. Шли, шли в густой траве и увидали великана; сидит он в красной рубашке, голова огненная, на железный крюк змея надевает. Приужахнулись послы, пали на колени, пищат. А тот великан был мельников внучонок Петькарыжий — озорник и рыболов. Увидал Петька послов, присел, рот разинул. Дали послы Петьке подарки — зерно маковое, мушиный нос, да сорок алтын деньгами и просили — Ладно, — сказал Петька, — веди меня к зверям. Привели его послы к рябиновому кусту, где из горки торчит мышиный нос. — Кто это? — спрашивает Петька. — Самая страшная Крымза двузубая, — пищат послы. Мяукнул Петька по-кошачьи, мышка подумала, что это кот, испугалась и убежала. А за мышкой жук топорщится, боднуть норовит рогом. — А это кто? — Носорог, — отвечают послы, — всех детей наших уволок. Петька за спину носорога ухватил, да за пазуху! Носорог царапался. — А это Индрик-зверь, — сказали послы. Индрик-зверь Петьке на руку заполз и укусил за палец. Петька рассердился: — Ты, муравей, кусаться! — И утопил Индрик-зверя в окиян-море. — Ну что? — сказал Петька и подбоченился. Тут ему царь и царевна Кузява-Музява Прекрасная и народ бух в ноги. — Проси, чего хочешь! Поскрёб Петька стриженый затылок: — Вот когда с мельницы убегать буду, так поиграть с вами можно? — Играй, да легонечко, — пискнул царь. — Да уж не обижу. Перешагнул Петька через городок и побежал рыбу доуживать. А в городке во все колокола звонили.
У Тараса Бульбы было два сына. Главное для отца — чтобы сыновья храбро воевали, всегда защищали свою честь, стояли за веру Христову, а если иначе — то пусть хоть пропадут! Старший сын воплощает продолжение героических традиций, народный, национальный путь непримиримой борьбы за свободу и независимость Украины, а младший выражает антинациональную позицию к сближению с Польшей.
Остап всегда был хладнокровен и никогда не терялся. В свои двадцать два года он мог предвидеть и соразмерить опасность, чтобы потом лучше преодолеть ее. Андрий по своему душевному складу эгоист. Он отличался страстностью, пылкостью чувств, преобладающих над рассудком.
Черты лица Андрия — юношески нежные, мягкие. «Андрий… не знал, что значит обдумывать… или измерять свои или чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве… » Это был вспыльчивый юноша, он делал то, чего никогда бы не сделал хладнокровный и разумный Остап, и творил в битве чудеса. Увлечение красотой, изяществом речи, образованностью воеводской дочери, мишурным блеском польской аристократической культуры ведет его к разрыву с традициями своего народа, к измене отечеству.
В образе Остапа Гоголь воплотил отвагу, силу и мужество, любовь к родине и свободе, ненависть к врагу — лучшие качества, присущие самоотверженному защитнику родной земли. Образ же Андрия резко обособлен в повести. Он противопоставлен народному характеру, и его позорная смерть является необходимым нравственным возмездием за предательство, измену общенародному делу.