У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.
2. Сюжет.
В основу сказок положен сюжет народной сказки.
Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.
Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А М.К. Азадовский указывает на западно — европейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм. Но это совпадение только внешнее. Пушкинское творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского народа. Рассмотрим совпадения и различия в сюжете сказок Пушкина и Жуковского.
Маковский Владимир Егорович (1846-1920). В семье Маковского три брата и все три художники. Владимир считается самым знаменитым и успешным. Маковский был мастером бытового жанра, он выпускник Академии художеств и получил звание художника 1 степени и золотую медаль. Его картины отличаются глубоким познанием крестьянской и городской жизни. Его картины правдивы, искренни и душевны порой остроумны и сатиричны.
Рассмотрим картину "Пастушки" 1903 года.
Картина является ярким примером реалистичной живописи. Работа максимально точно и ясно показывает жизнь простого человека. В центре сюжета деревенские мальчики-пастушки. Мальчик по старше сидя на пеньке мастерит рогатку, ребята по младше стоят рядом и наблюдают совсем забыв про рядом пасущихся коров. День солнечный вся картина залита светом. Мальчики одеты в простую свободную одежду кое где с дырами и потрепанного вида. Можно догадаться что дети донашивают одежду после старших, но их это не волнует, они полностью поглощены игрой. Художник старается передать умение дорожить простыми радостями. Хоть жизнь в деревне наполнена сложностями проблемами, но дети как никто другой умеют чисто и искренне радоваться и быть счастливыми. Маковский специально обращается к повседневному занятию - чтобы ярче зрителю понять и приблизиться к простому русскому человеку. Картина оставляет светлое и душевное впечатление.