Бассанио, благородный, но бедный венецианец, просит у своего друга, богатого купца Антонио, взаймы три тысячи дукатов для сватовства к богатой наследнице Порции из Бальмонта, и Антонио
решает занять деньги у еврея-ростовщика Шейлока при условии, что Шейлок в случае неуплаты в назначенный срок получит возможность вырезать фунт мяса у Антонио. По завещанию отца Порция должна выйти замуж за того, кто сумеет из трех ларцов (золотого, серебряного и медного) угадать тот, в котором лежит ее портрет.
Бассанио правильно выбирает медный ларец и женится на Порции,
а его друг Грациано - на ее служанке Нериссе, однако приходит известие о том, что корабли Антонио утонули, и он не может
уплатить долг в указанный срок, и Шейлок требует фунт его мяса.
Дело рассматривается в суде герцога, где Порция, переодевшись адвокатом Бальтазаром, а Нерисса — ее клерком, но, не убедив Шейлока проявить милосердие, Порция признает законность его требования, но предупреждает, что он не должен пролить ни одной капли крови должника, так как уговор шел только о мясе. Далее она утверждает, что Шейлока следует судить, за покушение на жизнь венецианского гражданина, и Герцог дарит Шейлоку жизнь, но половина его имущества должна отойти Антонио, а другая половина — государству. Антонио готов вернуть свою часть, если Шейлок примет христианство и оставит состояние своей дочери Джессике, тайком вышедшей замуж за христианина и за это лишенной наследства;
Шейлок соглашается. Порция и Нерисса просят у Бассанио и Грациано в награду подаренные их женами кольца, с которыми те обещали не
расставаться. Мужчины неохотно отдают, за что и получают нагоняй
по возвращении домой. Пьеса заканчивается известием о том, что корабли Антонио благополучно вернулись.
В рассказе «Бежин луг» русская природа описана И. С. Тургеневым так подробно и правдоподобно, как ни в одном другом произведении, до этого нами прочитанном. Сразу чувствуется, что автор составлял описание не по картине, не из прочитанного им, а из наблюдений реальной жизни. Он, без сомнения, великий поклонник прогулок по лесам, полям, в любую погоду и в любое время суток и, наверняка, в Одиночестве. Иначе вряд ли он смог бы подметить в природе все до мелочей.
Рассказ начинается с описания июльского дня. Только на удивление наблюдательный человек бен найти различия в цвете утренней зари и солнца. В моем представлении солнце желтое. Оно еще может быть ярким или не очень. У Тургенева же оно «не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное». Цвет небосклона у автора «легкий, бледно-лиловый». А облака, про которые мы чаще всего говорим, что они есть или нет на небе, у автора словно живые, и все такие разные. От его острого глаза не укрывается ни одно изменение в форме и цвете облаков. Автор подметил даже закономерность, с которой они появляются на небе: «Около полудня обыкновенно появляется множество круглых, высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями…»
Запахи летнего воздуха автор передает с такой точностью, что кажется, будто на самом деле чувствуешь их. Сразу вспоминается лето и то, как мы с бабушкой, голодные, уставшие, возвращаемся с поля, а вокруг — спелые колосья пшеницы.
Читаешь описание летней ночи у костра с крестьянскими ребятишками, и сам начинаешь ощущать свежесть ночной прохлады. Вместе с автором чувствуешь «сырую свежесть позднего вечера», до того мастерски написан рассказ. И теплота ночи, и свежесть раннего утра, и закат, и восход, и холмы, и поля, и равнины — во всем чувствуется уникальный талант писателя. А еще — сыновняя любовь его к неброской красоте родного края.