Показывает ли автор какую-либо разницу во внешнем облике Остапа и Андрия на первых же страницах повести? Выясняется, что индивидуализированных портретов пока нет. Перед Тарасом стоят просто «два дюжих молодца» , смотрящих исподлобья, «крепкие, здоровые лица которых покрыты первым пухом волос» , еще ни разу не тронутых бритвой. И Остап, и Андрий предстают как воплощение молодости, здоровья, силы.
Затем внимание читателей привлекается к выразительной зарисовке братьев перед тем, как они сядут на коней: «Бурсаки вдруг преобразились, - пишет Гоголь. - На них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковками; шаровары, шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам их» .
Обращаем внимание на богатство и разнообразие красок, на то, как этот пышный, блестящий и как бы пригнанный во всех деталях наряд оттеняет юношеские лица, являясь для них великолепной рамой: «Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые, черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом». Вместе с автором мы невольно любуемся и восхищаемся Остапом и Андрием. Они действительно оба хороши собой, оба в одинаковой степени. Ни одному из них мы не отдаем пока предпочтения. После этого предлагаем вопрос: Когда же и какие различия вносит Гоголь в обрисовку братьев? Оказывается, уже во время встречи с отцом мы можем говорить о некотором различии в их характерах. Остап не может равнодушно стерпеть насмешки Тараса . Чувство собственного достоинства, готовность постоять за себя побуждают его проучить обидчика, хотя бы им оказался и родной отец.
Внутреннее состояние Андрия в этом эпизоде неясно. Мы отчетливо видим его позу: «Что стоишь и руки опустил?». Тарас дразнит его («Что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?») , называет «мазунчиком» . Мать обнимает младшего сына, не желая, чтобы он принял вызов отца. Просим читателей подумать, какие чувства могли волновать Андрия в этот момент. Почему он не откликнулся на поддразнивания Тараса? Мнения читателей разделяются. Одни спешат осудить Андрия: «Аидрий побоялся» , «он был трус» ; «Андрий стоял и молчал, так как он был очень хитер» ; «Андрий не посмел драться с отцом, так как был очень избалован» . Но есть и другая точка зрения. Ее сторонники отмечают большую воспитанность Андрия, его более мягкий нрав: «У него был более мягкий, ласковый характер» ; «Андрий был более вежлив с отцом» ; «Мне кажется, что Андрий просто не захотел биться с отцом, может быть, потому, что он хотел сначала поздороваться с родителями. Он был, наверное, просто более вежлив, чем Остап ». Встретился и такой ответ: «Я думаю, что Андрий был умнее Остапа» .
С обвинением Андрия в трусости нельзя согласиться. Андрий - натура нервная, чуткая, впечатлительная. Он смущен, ему явно неприятно, что вид его смешон, в нем ощущается настороженность, в том, как он смотрит на отца-молчаливый упрек, выражение лица замкнутое, непроницаемое. Может быть, и действительно драка в момент встречи кажется Андрию неуместной. Да и поднять руку на отца даже в шутку для него невозможно. Остап и Тарас - натуры близкие, родственные, думают и чувствуют во многом одинаково; но Андрия многое отдаляет от отца, и он не может позволить себе с ним такой фамильярности, как даже шутливая рукопашная. Его всегда что-то словно сковывает перед отцом. Вероятно, Андрий понимает, что Тарас далеко не все в нем одобрил бы. Как правило, ум Остапа все не ставят под сомнение: «Он умный и сильный, догадливый. Когда Тарас спросил, как звали древнеримского поэта, Остап догадался, что отец сделал это в шутку и др
Правдиво описывая детали пленения Жилина татарами, Толстой показывает, что война — это страшное зло, к которой приводит взаимная ненависть. Достаточно вспомнить старика-горца, чуть не застрелившего Жилина за то, что тот подошел к его сакле. У этого старика семь сыновей погибло на этой войне, а восьмого он застрелил сам, когда тот перешел к русским. Старик был ослеплен ненавистью и требовал немедленной расправы над Жилиным. Простые горцы относились к Жилину по-другому. Они скоро привыкли к нему, стали ценить его за умелые руки, за сметливость, за общительный характер. Девочка Дина, поначалу относившаяся к нему, как к зверю, привязалась к пленному, жалела его, а потом бежать и тем самым его жизнь. Рассказ построен на сопоставлении главных героев. Оно начинается уже с их фамилий. Жилин — от слова «жила», т. е. сильный, выносливый человек. Деревяшка под названием «костыль» всегда служит только подпоркой, а то и обузой своему спутнику. Так и Костылин мешал Жилину во всем. По вине Костылина Жилин попал в плен и не удался их первый побег. Сравнивая двух героев во всем — от внешности до поступков и мыслей, мы видим, что симпатии писателя, а соответственно, и читателей полностью на стороне Жилина — простого, храброго и честного русского офицера. На Костылина же ни в чем нельзя положиться. Толстой мастерски изображает в рассказе быт и обычаи кавказцев. Мы получаем представление о том, как выглядело жилище местного жителя, что они ели и пили, как вели быт и домашнее хозяйство. Рассказ восхищает изображением великолепной кавказской природы. Описания пейзажей словно переносят нас к месту таковых событий. Толстой — мастер портрета, и не только психологического. Нескольких слов достаточно, чтобы мы увидели Дину с ее ручонками, «тоненькими, как прутики», глазками, блестящими, как звездочки. Характерна и внешность двух офицеров. Жилин — подтянутый, стройный, энергичный, цепляющийся за жизнь человек. Костылин — грузный, трусливый, неповоротливый и непорядочный . Язык «Кавказского пленника» очень похож на язык сказок и былин. Предложения начинаются с глагола-сказуемого, за ним идет подлежащее. «Слышит Жилин…», «как закричит Костылин…» и т. д. Рассказ «Кавказский пленник» написан мастером слова, с таким совершенством, что, прочитав его один раз, мы запоминаем его героев на всю жизнь.
1. Поэма “Дедушка" посвящена зачинщикам русского революционного движения и их самоотверженным женам. Поэма «Дедушка» - о мальчике и о его седом деде, который вернулся… Малыш толком не знает, откуда вернулся дед. Но придёт время, и он догадается, поймёт: вернулся из Сибири, с каторги, куда его сослал царь за участие в восстании декабристов. Прототипом „дедушки“ послужил декабрист кн. С. Г. Волконский, возвратившийся из сибирской ссылки в 1856 году. Но, как всегда у Некрасова, герой ее — „дедушка“ — становится обобщенным образом старого декабриста-революционера, поучительным примером для нового поколения борцов за свободу. В поэме "Дедушка" Некрасов показал, на какие чудеса люди, когда труд их свободен. Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным. «Горсточка русских» , сосланных в «страшную глушь» , бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде, добавляет: "Воля и труд человека Дивные дива творят! "
Показывает ли автор какую-либо разницу во внешнем облике Остапа и Андрия на первых же страницах повести? Выясняется, что индивидуализированных портретов пока нет. Перед Тарасом стоят просто «два дюжих молодца» , смотрящих исподлобья, «крепкие, здоровые лица которых покрыты первым пухом волос» , еще ни разу не тронутых бритвой. И Остап, и Андрий предстают как воплощение молодости, здоровья, силы.
Затем внимание читателей привлекается к выразительной зарисовке братьев перед тем, как они сядут на коней: «Бурсаки вдруг преобразились, - пишет Гоголь. - На них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковками; шаровары, шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам их» .
Обращаем внимание на богатство и разнообразие красок, на то, как этот пышный, блестящий и как бы пригнанный во всех деталях наряд оттеняет юношеские лица, являясь для них великолепной рамой: «Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые, черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом». Вместе с автором мы невольно любуемся и восхищаемся Остапом и Андрием. Они действительно оба хороши собой, оба в одинаковой степени. Ни одному из них мы не отдаем пока предпочтения. После этого предлагаем вопрос: Когда же и какие различия вносит Гоголь в обрисовку братьев? Оказывается, уже во время встречи с отцом мы можем говорить о некотором различии в их характерах. Остап не может равнодушно стерпеть насмешки Тараса . Чувство собственного достоинства, готовность постоять за себя побуждают его проучить обидчика, хотя бы им оказался и родной отец.
Внутреннее состояние Андрия в этом эпизоде неясно. Мы отчетливо видим его позу: «Что стоишь и руки опустил?». Тарас дразнит его («Что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?») , называет «мазунчиком» . Мать обнимает младшего сына, не желая, чтобы он принял вызов отца. Просим читателей подумать, какие чувства могли волновать Андрия в этот момент. Почему он не откликнулся на поддразнивания Тараса? Мнения читателей разделяются. Одни спешат осудить Андрия: «Аидрий побоялся» , «он был трус» ; «Андрий стоял и молчал, так как он был очень хитер» ; «Андрий не посмел драться с отцом, так как был очень избалован» . Но есть и другая точка зрения. Ее сторонники отмечают большую воспитанность Андрия, его более мягкий нрав: «У него был более мягкий, ласковый характер» ; «Андрий был более вежлив с отцом» ; «Мне кажется, что Андрий просто не захотел биться с отцом, может быть, потому, что он хотел сначала поздороваться с родителями. Он был, наверное, просто более вежлив, чем Остап ». Встретился и такой ответ: «Я думаю, что Андрий был умнее Остапа» .
С обвинением Андрия в трусости нельзя согласиться. Андрий - натура нервная, чуткая, впечатлительная. Он смущен, ему явно неприятно, что вид его смешон, в нем ощущается настороженность, в том, как он смотрит на отца-молчаливый упрек, выражение лица замкнутое, непроницаемое. Может быть, и действительно драка в момент встречи кажется Андрию неуместной. Да и поднять руку на отца даже в шутку для него невозможно. Остап и Тарас - натуры близкие, родственные, думают и чувствуют во многом одинаково; но Андрия многое отдаляет от отца, и он не может позволить себе с ним такой фамильярности, как даже шутливая рукопашная. Его всегда что-то словно сковывает перед отцом. Вероятно, Андрий понимает, что Тарас далеко не все в нем одобрил бы. Как правило, ум Остапа все не ставят под сомнение: «Он умный и сильный, догадливый. Когда Тарас спросил, как звали древнеримского поэта, Остап догадался, что отец сделал это в шутку и др