Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее и единственное пристанище для них. Тут проживают все слои общества, которых уравнивает положение отбросов общества. Возраст ночлежников различный — здесь находятся и совсем молодые и ещё не старые люди. Однако их жизнь уже почти закончена… В пьесе ясно обозначен социальный конфликт. Это конфликт между властью, содержателем ночлежки Костылевым, полицейским Медведевым и лишенными прав людьми. Каждый из ночлежников пережил в свой собственный общественный конфликт, в результате которого оказался в ничтожном, унизительном положении. Любовный конфликт становится гранью социального конфликта, который показывает, что античеловеческие условия жизни калечат человека и даже сама любовь не его, а ведет к трагедии, смерти, каторге. Например, Василиса достигает всех своих целей. Она мстит бывшему любовнику и своей сестре-сопернице. Также избавляется от нелюбимого, надоедливого мужа, и становится единовластной хозяйкой ночлежки. Роль Луки. У имени Лука двоякий смысл: с одной стороны это имя напоминает евангелиста Луку, что означает светлый; а с другой - ассоциируется со словом — «лукавый» (черт). После его ухода происходит угасание веры. У слабых героев пьесы не имелось ни желания, ни сделать хоть что-нибудь для осуществления собственных планов. Лука убежден, что неудачи жизни ночлежников вызваны внешними обстоятельствами. Он не винит самих героев в их неудавшейся, несложившейся жизни, чем и заслуживает одобрение со стороны ночлежников. Они тянутся к нему. Ночлежники очень разочаровались, лишившись внешней опоры, поддержки, одобрения с уходом Луки.
О " Тимуровцах" нам впервые стало известно из повести Гайдара " Тимур и его команда" Тимуровцы Гайдара - это группа мальчишек, сплочённая одной целью людям их была очень проста, но имела большое подспорье для стариков . Тимуровцы могли нарубить дров, наносить воды и т.д В противовес тимуровцам в произведении дана шайка капитана Квакина , которая наоборот отличалась тем, что пакостила людям , например , они обирали сады от яблок ( т.е воровали ) . Тимуровцы безвозмездно , не требуя благодарности . Все свои благие дела , они делали ночью, пока старики мирно спят. Пожилые люди просыпались , а уже и дрова наколоты и воды , полные кадки.
Нужны ли сейчас тимуровцы? Люди, несущие добро , всегда нужны. Сейчас очень много стариков , брошенных и никому не нужных. И тимуровцы могли бы одиноким людям заключается не только в колке дров и принести лекарства это возможность подарить тепло и внимание, которого так не хватает пожилым людям написать письмо , прочесть газету , просто поговорить - это уже много значит для человека, обделённого вниманием. Наши мамы и папы , наверняка помнят, как их класс брал шефство над каким -нибудь стариком или старушкой . Ходили два раза в неделю, девчонки готовили обед, покупали продукты, прибирали дом, а мальчишки , где полку прибить , где шкаф подвинуть. И наградой всему этому было счастливое лицо бабушки , которая провожает вас , глядя в окно Старики делятся своим теплом и радушием. Всё , что им нужно это немного тепла и человеческого общения. Так если мы можем сделать счастливыми людей , почему бы этого не делать. Тем более , что от стариков можно набраться житейской мудрости , узнать много интересного , научиться тому, чего так не хватает - милосердию и состраданию.