1.Тема и идея стиха В стихотворении «Дума» , где поэт критически оценивает, судит свое поколение, живущее в «бездействии» , в безыдейности. Композиционно мы имеем здесь развитие одной темы — темы поколения 30 х годов. Начиная с конкретной характеристики поколения, Лермонтов в финале выходит на более широкий тематический уровень — след, оставленный этими людьми, в мире, в жизни, роль поколения в истории. если тема "Думы" - характеристика поколения 30-х годов 19 века, то идея - призыв к действию, и призыв этот дан негативно, через отрицание пассивности. 2.Основной конфликт Поэт предъявляет требования не только бездействующему, пассивному поколению, но и самой эпохе, которая не дает людям раскрыть свои таланты устремления. Возникает конфликт не только между «я» и «поколением» , но и внутри самого «я» . 3.Стихотворный размер С точки зрения жанра стихотворение сочетает в себе черты сатиры и элегии. Стихи здесь становятся декламационными, приобретают ораторский пафос. 5.Художественные средства и приемы В «Думе» мы находим оценочные эпитеты, придающие стихотворению эмоциональность: «презренные рабы» , «пришлец осиротелый» , «наукою бесплодной» , «надежды лучшие» , «голос благородный» , «холод тайный» , «толпой угрюмою и скоро позабытой» , «насмешкой горькою» . Этой же цели и двойное сравнение: «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом» . Образность стихотворения усилена метафорами («В начале поприща мы вянем без борьбы» , «Мы иссушили ум наукою бесплодной») , гиперболой («Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов») . Обличительные интонации, ораторский пафос стихотворения, публицистичность — все это требовало «высокой» лексики. Лермонтов использует слова «высокого» стиля: «грядущее» , «под бременем» , «презренные» , «поприща» , «прах» , «гражданина» .
Издавна сказки были чем-то вроде нравоучений детям от старшего поколения. Взрослые рассказывали разные небылицы о выдуманных сильных богатырях и их подвигах. Их поступки всегда были полны мужества и отваги. Боролись они со злом: с водяными, колдунами, нехорошими людьми. И всегда побеждали их, после чего становились знамениты на весь мир. "Почему же добро всегда побеждает зло?" - спросите меня вы. Потому что без добра нет жизни. Добро - самое светлое, что есть у нас, что мы должны беречь. Сказки - важная ступень в нашем взрослении, из них мы понимаем, что такое "хорошо", и что такое "плохо". Мы учимся отличать зло от добра и верить в людей, в их бескорыстные поступки, учимся быть похожими на главных героев этих сказок. И этим мы делаем мир добре и немного счастливее. Поэтому я и люблю сказки. Они делают меня лучше, из-за чего я могу радовать своих друзей и родных. А добро всегда будет побеждать зло. Потому что так заведено с самого начала!
5.Художественные средства и приемы В «Думе» мы находим оценочные эпитеты, придающие стихотворению эмоциональность: «презренные рабы» , «пришлец осиротелый» , «наукою бесплодной» , «надежды лучшие» , «голос благородный» , «холод тайный» , «толпой угрюмою и скоро позабытой» , «насмешкой горькою» . Этой же цели и двойное сравнение: «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом» . Образность стихотворения усилена метафорами («В начале поприща мы вянем без борьбы» , «Мы иссушили ум наукою бесплодной») , гиперболой («Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов») . Обличительные интонации, ораторский пафос стихотворения, публицистичность — все это требовало «высокой» лексики. Лермонтов использует слова «высокого» стиля: «грядущее» , «под бременем» , «презренные» , «поприща» , «прах» , «гражданина» .