Герои произведения приятели, которые имеют очень разные характеры. Противоположная внешность подчеркивает эту разницу. Мы замечаем, что в детстве толстый приятель был изрядным сорванцом. Хоть дослужился до чина тайного советника, но остался добрым и искренним, первым вежливо приветствует старого приятеля. Любит хорошо покушать. Зато тонкий еще в детстве любил ябедничать. При встрече хвастается своей должностью коллежского асессора: "служил, знаешь, в департаменте, а теперь переведен сюда столоначальником по тому же ведомству". Тонкий недоволен зарплатой, поэтому подрабатывает. Сначала он кажется немного высокомерным: "Ну, а ты как? Небось, уже статский? Га?". И больше всего вызывает пренебрежение его подхалимство перед старым знакомым, когда узнает, что толстый приятель дослужился до высшего чина. "Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривила широкая улыбка; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился..".
Тема: Чудная молитва Идея: Благодатная сила молитва пережить трудные минуты нашей жизни Размер: трехстопный ямб Рифма: перекрестная (чередуется дактилическая и мужская рифмы) В этом стихотворении очень ярко проявляются образы чувств: образ печали, смуты в начале произведения и образ легкости, облегчения в конце. Чтобы яснее почувствовать первый образ, используются такие тропы, как эпитет (В минуту трудную) , метафора (Теснится в сердце грусть) . Используется также инверсия для выделения интонационно смыслового слова (В минуту трудную; молитву чудную; сила благодатная и т д) . Также для создания образа смуты автор использует ассонанс (Повторяется звук [у]) . Все это придает ощущение тяжести на душе. Противопоставляется грусти чувство облегчения. такой прием называется антитезой. В этом стихотворении он не только угадывается, но даже и ясно представляется текстуальными антонимами (Трудную - легко; теснится грусть - бремя скатится) . Для создания образа легкости тоже используется метафора (Бремя скатится) и повтор (легко-легко) . Изменился и звуковой фон: гласная [у] пропала, а появились [а], [э] . Эти звуки более открытые, в отличие от [у] . Еще одним важным образом является образ самой молитвы. В его создании используются инверсионные эпитеты (Молитву чудную; сила благодатная; слов живых) и метафора (Дышит прелесть) . Молитва показана нам чудодейственной силой, и именно она облегчает жизнь человека, она заведует теми святыми изменениями состояния души человека. Заметим также, что в стихотворении только одни глагол напоминает нам о существовании лирического героя: я твержу. Все остальные глаголы говорят о молитве и состоянии души. Таким образом, первая строфа - это описание состояния души лирического героя, вторая - описание силы и прелести живых слов этой молитвы, третья - рассказ о том, что приносит человеку сила благодатная. Мне нравится это стихотворение из-за его необыкновенной чувственности. Оно заставляет прожить меня состояние героя. и самое главное - я верю написанному Лермонтовым.
В разные периоды своей жизни писатель обращал внимание на различные недостатки современной ему действительности. Так, в самом начале своего творческого пути писатель обличает незначительные пороки, лежащие на поверхности человеческой натуры, выявление которых не требует глубокого анализа. В числе этих пороков невежество, желание человека во все вмешиваться, навязывать всем свое мнение и образец поведения, чинопочитание. Как в рассказе А. П. Чехова “Смерть чиновника”, в котором показан пример преклонения перед званиями в прямом смысле уничтожить человека.
Экзекутор Червяков так навязчиво и униженно раболепствует перед генералом, пытаясь извиниться за свое неосторожное поведение (чихнул, и брызги попали на лысину генерала) , что последний не выдерживает, хотя, кажется, должен был привыкнуть к пресмыкательству подчиненных. В бешенстве он набрасывается на бедного Червякова и выгоняет, “сомлевшего от ужаса” и душевно умершего. Вернувшись домой, Червяков действительно умирает. Смешно и горько. По-этому не случайно рассказ называется “Смерть чиновника”, именно чиновника, а не человека.