Братья живут в детдоме. Но они бегут из этого ужасного места. Возникает образ открытого пространства. Вагон, железная дорога, поля, Кавказские горы – все это раздвигает рамки повествования. Автор замечает: “…нет у них на всем белом свете ни одной, ни единой кровинки близкой… Значит, куда бы их ни везли, дом их, их родня и их крыша – это они сами”. Кузьмёныши давно свыклись с это мыслью. “Может, у кого и есть дом… А у кого и нет”, – огрызнулся Колька. Более того, дом как олицетворение семьи, тепла, уюта не только не понятен Кузьмёнышам, но и опасен для них. Предложение Регины Петровны жить вместе одной семьей братьям кажется странным, потому что “слово-то “семья” было чем-то чужеродным, если не враждебным для их жизни”.
Отсутствие дома в жизни героев понимается как символический образ потери не только семьи, но и Родины. Дом в произведении предстает живым существом. Автор пишет: “В это мгновение… каждую накаленную огнем балочку в его скелете можно было сейчас разглядеть” и далее “Поразил их отчего-то не сам взрыв… а добитый огнем дом Ильи – Зверька”. Дом взрывается, горит, рушится – гибнет на глазах братьев, и некуда им податься… Дом стал призрачным, как воздушный корабль, “дом-корабль с детишками, подобранными в океане войны”.
Не случайно в начале повествовании рассказчик вспоминает героев Жилина и Костылина, томившихся на чужбине “в глубокой яме”. Слово это станет “пророческим” в произведении А. Приставкина, страшным знамением жизни братьев Кузьмёнышей. Дом-яма превращается то в подвал, то в лаз, то в ящик, то в гроб. В старой жизни (в Томилинском детдоме) пристанищем братьев был подвал, из которого шел “холодный, крысиный запах”, в новой – стал “лаз, устроенный в бывшей звериной норе”. Потом братья пробуют для себя грязный рыжий ящик, “продолговатый, как гроб”. Последним приютом станет этот ящик – собачник для Сашки, а для Кольки ямка, которую он вырыл и “исчез из этого мира. Провалился в небытие” и… чудом
Таким образом, и пространство, и время в повести становится безграничным, беспредельным и символично перекрещивается в образе Дома-Родины, потерянного и русским, и чеченским народом.
Объяснение:
*Чудик* собирается на Урал, к брату, с которым не виделся около двенадцати лет, но перед поездкой влипает в разные неприятные истории. В магазине, купив племянникам гостинцев, он замечает пятидесятирублёвую бумажку, поднимает её и оставляет на кассе, предполагая, что за ней вернётся владелец. Выйдя на улицу, Чудик осознаёт, что это именно он потерял свои деньги. Вернуться за ними он не смеет, думая, что люди примут его за человека, решившего прикарманить чужой полтинник.
На Урал Чудик летит в самолёте, который совершает посадку не на взлётно-посадочной полосе, а на картофельном поле. При посадке сосед Чудика теряет свою вставную челюсть. Василий решает ему и находит челюсть, но вместо благодарности получает в свой адрес ругань: владельцу челюсти не понравилось, что Чудик взял её в руки. Давая телеграмму домой, Князев в привычном для себя стиле сообщает жене, что долетел благополучно. Строгая телеграфистка требует изменить текст, Чудик вынужден подчиниться.