м. е. салтыков-щедрин - писатель-сатирик. все его творчество направлено на критику существующих порядков в стране и, в первую очередь, на неправильное государственное устройство. в произведениях писателя продолжена традиция д. и. фонвизина, а. с. грибоедова, н. в. гоголя. в хрониках и сказках салтыкова мы видим отражение реальной россии, а в сказочных образах предстают перед нами государственные деятели, правители, чиновники. и. с. тургенев писал об особенностях сатиры салтыкова: “в салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы”.
среди наиболее известных произведений щедрина — сказки. сказки — это особый жанр, основанный на народных легендах, былях, песнях, суевериях. в них часто используются традиционные сюжеты, персонажи (василиса прекрасная, иван-царевич, серый волк), художественные приемы (фантастика, устойчивые обороты, присказки, устойчивые эпитеты, антитеза). но сказки салтыкова - это особое явление в . по сути своей эти произведения являются политическими памфлетами, а сказочный сюжет — лишь форма изложения.
первое знакомство с творчеством м. е. салтыкова-щедрина начинается со сказок “дикий помещик”, “повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “премудрый пискарь”, “самоотверженный заяц”, “орел-меценат”, “верный трезор” и других. все эти сказки знакомы нам с детских лет. большая роль в творчестве писателя отводится именно сказкам о животных. ведь за образами животных скрываются известные человеческие пороки и недостатки.
автор рисует читателю образы обывателей, смирившихся перед властью. например, в сказке “самоотверженный заяц”. она заставляет задуматься над важными вопросами. почему простой труженик так быстро смиряется со своей участью? почему он так покорен и беззащитен? отчего обыватели считают правомерным угнетение и эксплуатацию? салтыков показывает немало положительных черт зайца: благородство, любовь к ближним, честность, прямоту, но все они бессмысленны перед рабской покорностью и боязнью ослушаться волка (власть).
в сказке “орел-меценат” под маской хищной птицы автор показывает глупость и высокомерие правителей. орел - враг науки, искусства, защитник тьмы и невежества. он уничтожил соловья за его вольные песни, дятла-ученого “нарядил в кандалы и заточил в дупло навечно”, дотла разорил ворон-мужиков. но орла ждало возмездие за несправедливость и жестокость: вороны взбунтовались и улетели, оставив орла умирать голодной смертью.
Каким представляется серебряное копытце В сказе «Серебряное копытце» герои поражаются чудесам. Так и Дарёна, и Кокованя на протяжении всего произведения ищут это необыкновенно чудо – «Серебряное копытце» . А волшебные персонажи сказа — Мурёнка и Серебряное копытце им в этом и «дав представление с фейерверком самоцветов» исчезают вместе со своей тайной. Дедушка и девочка получают свою заслуженную награду – полную шапку самоцветов. Тем самым автор в своём сказе «Серебряное копытце» подчёркивает, что человек должен любить мир природы, быть скромным, трудолюбивым, бескорыстным и тогда обязательно получит свою награду.
В повести Тургенева "Бежин луг" повествование ведется от лица охотника Ивана Петровича. Ближе к ночи он, заблудившись, забрел на Бежин луг, где встречает пять деревенских мальчишек. Охотник, слушая их разговор, выделяет у каждого мальчика свои особенности и замечает их даровитось. Самый старший из них - Федя. Он из богатой семьи, а в ночное он выехал ради забавы. Одет он был отлично от всех остальных мальчиков: ситцевая рубаха с каемкой, армячок, собственные сапоги. Также у него был гребешок - редкий предмет у крестьянских детей. Мальчик стройный, нетрудящийся, с красивыми и мелкими чертами лица, с белокурыми волосами, "белоручка". Федя по-хозяйски лежал, оперевшись на локоть. Во время разговора он вел себя деловито, задавал вопросы, важничал. покровительствующе разрешал мальчикам делиться историями. Затем охотник замечает Павлушу, который, стоя на коленях, варил картошки. Его внешность была неказистой: огромная голова, непричесанные волосы, бледное лицо, неуклюжее тело. Но Иван Петрович восхищается его "смелой удалью и твердой решимостью", когда он, безоружный, ночью поскакал один на волка и нисколько этим не хвастался. Уделил внимание и его одаренности: глядел Павлуша очень умно и прямо, "да и в голосе у него звучала сила". На одежду автор обратил внимание в самую последнюю очередь. Состояла она из простой рубахи и портов. Павел ведет себя спокойнее и храбрее всех: после страшной истории, рассказанной Костей, он не побоялся, а успокоил мальчиков и перевел разговор на другую тему. Сам Павел, смышленый, умный мальчик, только слушает истории о «нечисти», рассказывает о реальных событиях, происходивших в его деревне во время солнечного затмения. Десятилетний Костя привлек внимание охотника задумчивым и печальным взглядом его черных блестевших глаз. Лицо Кости маленькое, худое, сам он низкий. Мальчик очень суеверный, верит в водяных и русалок, о которых рассказал остальным ребятам. Он подражает взрослым, в своей речи часто говорит "братцы мои". Автор назвал Костю трусишкой за страх перед волками, сопоставляя его с Павлом. Но Костя был добрым мальчиком. Он очень жалел Феклисту, мать утонувшего Васи. Одет он так же бедно, как Павел.
м. е. салтыков-щедрин - писатель-сатирик. все его творчество направлено на критику существующих порядков в стране и, в первую очередь, на неправильное государственное устройство. в произведениях писателя продолжена традиция д. и. фонвизина, а. с. грибоедова, н. в. гоголя. в хрониках и сказках салтыкова мы видим отражение реальной россии, а в сказочных образах предстают перед нами государственные деятели, правители, чиновники. и. с. тургенев писал об особенностях сатиры салтыкова: “в салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы”.
среди наиболее известных произведений щедрина — сказки. сказки — это особый жанр, основанный на народных легендах, былях, песнях, суевериях. в них часто используются традиционные сюжеты, персонажи (василиса прекрасная, иван-царевич, серый волк), художественные приемы (фантастика, устойчивые обороты, присказки, устойчивые эпитеты, антитеза). но сказки салтыкова - это особое явление в . по сути своей эти произведения являются политическими памфлетами, а сказочный сюжет — лишь форма изложения.
первое знакомство с творчеством м. е. салтыкова-щедрина начинается со сказок “дикий помещик”, “повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “премудрый пискарь”, “самоотверженный заяц”, “орел-меценат”, “верный трезор” и других. все эти сказки знакомы нам с детских лет. большая роль в творчестве писателя отводится именно сказкам о животных. ведь за образами животных скрываются известные человеческие пороки и недостатки.
автор рисует читателю образы обывателей, смирившихся перед властью. например, в сказке “самоотверженный заяц”. она заставляет задуматься над важными вопросами. почему простой труженик так быстро смиряется со своей участью? почему он так покорен и беззащитен? отчего обыватели считают правомерным угнетение и эксплуатацию? салтыков показывает немало положительных черт зайца: благородство, любовь к ближним, честность, прямоту, но все они бессмысленны перед рабской покорностью и боязнью ослушаться волка (власть).
в сказке “орел-меценат” под маской хищной птицы автор показывает глупость и высокомерие правителей. орел - враг науки, искусства, защитник тьмы и невежества. он уничтожил соловья за его вольные песни, дятла-ученого “нарядил в кандалы и заточил в дупло навечно”, дотла разорил ворон-мужиков. но орла ждало возмездие за несправедливость и жестокость: вороны взбунтовались и улетели, оставив орла умирать голодной смертью.