Рассказ "Срезал" Шукшин о его любимых деревенских жителях, которые хотят жить ярко,сочно,выделяясь из толпы.Смелые,идущие напролом и очень упрямые сельчане не любят городских,что у них больше возможностей в жизни.Глеб Капустин,главный герой рассказа,он ненавидит всех,кто смог выбиться в люди,уехать из села и добиться успеха в городе.Он очень хочет выделиться,показать своё превосходство,так как сам неудачник и никчёмный ,злой человек.Глеб горит жаждой унизить,"посадить в лужу",опозорить -"срезать" всех выбившихся в люди и добившихся успеха.
Шукшин высмеивает пренебрежение городских к деревне и неприятие деревней города,это социальное разделение мешает людям жить,понимать и общаться дуг с другом.
Глеб Капустин считал себя умнее других,ехидный и злорадный,он сам настраивал людей против себя.Мужики приводили его к приезжему "кандидату" ради развлечения,но никто не любил Глеба.Народ не любит злости,а Глеб был ещё и жесток,а где есть жестокость любви нет и быть не может.Смешно,что Глеб выставляет себя глупым, грустно-что им движут злость и зависть,а не ум,которого у него маловато.
В них сплетается воедино фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, ирония, удивительно проявляется искусство Эзопова языка, фольклорные традиции: обнаруживает себя истинно народное миропонимание, выраженное в авторских представлениях о добре и зле, нищете и богатстве, суде правом и неправом и о неминуемом торжестве разума и справедливости.
В сказках мы встречаем типичных для Щедрина героев. Здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа (“Медведь на воеводстве”), здесь и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем покорный своим угнетателям (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”). Герои этих сказок изображены как маски-символы, объединенные в собирательные образы социальных типов.
Освещая злободневные вопросы русской жизни, автор создает остро сатирические произведения в период с 1880 по 1886 год. Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащает фольклорные сюжеты новым содержанием, призывающим к борьбе с существующим режимом. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных групп.
В сказке “Медведь на воеводстве” аллегорически изображается падение самодержавного строя в России в результате бунта. Образы лесных Топтыгиных, совершающих в лесной трущобе “мелкие, срамные злодеяния” или “крупные кровопролития”, как нельзя более точно воспроизводят самую сущность деспотического строя.