Роман «Евгений Онегин» - одно из лучших произведений А.С. Пушкина. В нем поэт рисует картины жизни и светского общества, и провинциального дворянства, и крестьянства. Роман «Евгений Онегин» В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Это произведение и об умственной жизни дворянской молодежи, типичными представителями которой являются герои романа Евгений Онегин, Ленский, Татьяна и Ольга Ларины. В лице Онегина Пушкин изобразил тот тип просвещенного дворянства, который сложился в 20-е годы Х1Х века. Онегин родился в семье богатого дворянина. Отец его «давал три бала ежегодно и промотался наконец». Как и вся аристократическая молодежь того времени, Онегин получил домашнее воспитание и образование под руководством француза-гувернера. Он ведет типичную для «золотой молодежи» праздную жизнь: каждый день балы, прогулки по Невскому проспекту. Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы молодежи. Пушкин отмечает в нем «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум», чувство чести, благородство души. И Онегин не мог не разочароваться в светской жизни. Он критически относится к укладу жизни дворянского общества. Таких людей, как Онегин, оно приводило к «душевной пустоте», лишало их жизнь высокой цели. Белинский прекрасно сказал об Онегине и тем самым о людях такого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему хочется, но он … очень хорошо знает, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». На примере Онегина Пушкин показал тот путь, по которому шла часть дворянской интеллигенции его времени. Пушкин осудил этот путь , делающий героя общественно бесполезным, «лишним человеком». Иной путь, по которому шла некоторая часть дворянской молодежи 20-х годов, раскрыт на примере жизни Ленского. Ленский получил образование и воспитание в «Германии туманной». Оттуда он привез «вольнолюбивые мечты …и кудри черные до плеч». Пушкин указывает на присущее Ленскому «благородное стремление и чувств и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых». Ленский воспринимает людей и жизнь как романтик- мечтатель. Непонимание людей, восторженная мечтательность приводят Ленского к трагическому концу при первом же столкновении с действительностью. Он видит цель жизни в любви к Ольге, считает ее совершенством, хотя она обыкновенная девушка. «Всегда скромна, всегда послушна», она ни о чем не задумывается глубоко, а следует принятым жизненным правилам. Ее чувства не отличаются глубиной и устойчивостью. Она «недолго плакала» о Ленском и скоро вышла замуж. Устойчивостью и глубиной чувств отличалась сестра Ольги - Татьяна. Татьяна Ларина воспитывалась на французских романах, поэтому она была так же, как и Ленский, романтична. Но Татьяна близка к народу. Татьяна мечтает о таком человеке, который был бы похож на героев ее любимых романов. Такого человека, как ей кажется, она нашла в Онегине. Но он отвергает любовь Татьяны. Судьба ее трагична, но характер не изменился. Роман «Евгений Онегин» имеет огромное историческое и общественное значение. Белинский предсказал роману историческое бессмертие: «Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, новые идеи: пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор …».
Таково было в то время положение дел в Афинах. Напротив, лакедемоняне, как узнал Крез, избежали великих бедствий и теперь уже одолели тегейцев. Ведь при спартанских царях Леонте и Гегесикле лакедемоняне побеждали во всех других войнах, но только в одной войне с тегейцами терпели поражение. Прежде у лакедемонян были даже почти что самые дурные законы из всех эллинов, так как они не общались ни друг с другом, ни с чужеземными государствами. Свое теперешнее прекрасное государственное устройство они получили вот каким образом. Ликург, знатный спартанец, прибыл в Дельфы вопросить оракул. Когда он вступил в святилище, Пифия тотчас же изрекла ему вот что: Ты притек, о Ликург, к дарами обильному храму, Зевсу любезный и всем на Олимпе обитель имущим, Смертный иль бог ты? Кому изрекать прорицанье должна я? Богом скорее, Ликург, почитать тебя нужно бессмертным. По словам некоторых, Пифия, кроме этого предсказания, предрекла Ликургу даже все существующее ныне спартанское государственное устройство. Но, как утверждают сами лакедемоняне, Ликург принес эти нововведения [в государственный строй] Спарты из Крита. Он был опекуном своего племянника Леобота, царя Спарты. Как только Ликург стал опекуном царя, то изменил все законы и строго следил, чтобы их не преступали. Затем он издал указы о разделении войска на эномотии 4, установил триакады 5 и сиссити 6. Кроме того, Ликург учредил должность эфоров7 и основал совет старейшин [геронтов]8. 66. Так-то лакедемоняне переменили свои дурные законы на хорошие, а после кончины Ликурга воздвигли ему храм и ныне благоговейно его почитают. Так как они жили в плодородной стране с многочисленным населением, то скоро достигли процветания и изобилия. И действительно, они уже больше не довольствовались миром: убедившись в превосходстве над аркадцами, лакедемоняне вопросили дельфийский оракул: могут ли они завоевать всю Аркадскую землю. Пифия же изрекла им в ответ вот что: Просишь Аркадию всю? Не дам тебе: многого хочешь! Желудоядцев-мужей обитает в Аркадии много, Кои стоят на пути. Но похода все ж не возбраняю. Дам лишь Тегею тебе, что ногами истоптана в пляске, Чтобы плясать и поля ее тучные мерить веревкой.
В нем поэт рисует картины жизни и светского общества, и провинциального дворянства, и крестьянства. Роман «Евгений Онегин» В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Это произведение и об умственной жизни дворянской молодежи, типичными представителями которой являются герои романа Евгений Онегин, Ленский, Татьяна и Ольга Ларины.
В лице Онегина Пушкин изобразил тот тип просвещенного дворянства, который сложился в 20-е годы Х1Х века. Онегин родился в семье богатого дворянина. Отец его «давал три бала ежегодно и промотался наконец». Как и вся аристократическая молодежь того времени, Онегин получил домашнее воспитание и образование под руководством француза-гувернера. Он ведет типичную для «золотой молодежи» праздную жизнь: каждый день балы, прогулки по Невскому проспекту. Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы молодежи. Пушкин отмечает в нем «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум», чувство чести, благородство души. И Онегин не мог не разочароваться в светской жизни. Он критически относится к укладу жизни дворянского общества. Таких людей, как Онегин, оно приводило к «душевной пустоте», лишало их жизнь высокой цели. Белинский прекрасно сказал об Онегине и тем самым о людях такого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему хочется, но он … очень хорошо знает, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».
На примере Онегина Пушкин показал тот путь, по которому шла часть дворянской интеллигенции его времени. Пушкин осудил этот путь , делающий героя общественно бесполезным, «лишним человеком».
Иной путь, по которому шла некоторая часть дворянской молодежи 20-х годов, раскрыт на примере жизни Ленского. Ленский получил образование и воспитание в «Германии туманной». Оттуда он привез «вольнолюбивые мечты …и кудри черные до плеч». Пушкин указывает на присущее Ленскому «благородное стремление и чувств и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых». Ленский воспринимает людей и жизнь как романтик- мечтатель. Непонимание людей, восторженная мечтательность приводят Ленского к трагическому концу при первом же столкновении с действительностью. Он видит цель жизни в любви к Ольге, считает ее совершенством, хотя она обыкновенная девушка. «Всегда скромна, всегда послушна», она ни о чем не задумывается глубоко, а следует принятым жизненным правилам. Ее чувства не отличаются глубиной и устойчивостью. Она «недолго плакала» о Ленском и скоро вышла замуж.
Устойчивостью и глубиной чувств отличалась сестра Ольги - Татьяна. Татьяна Ларина воспитывалась на французских романах, поэтому она была так же, как и Ленский, романтична. Но Татьяна близка к народу. Татьяна мечтает о таком человеке, который был бы похож на героев ее любимых романов. Такого человека, как ей кажется, она нашла в Онегине. Но он отвергает любовь Татьяны. Судьба ее трагична, но характер не изменился.
Роман «Евгений Онегин» имеет огромное историческое и общественное значение. Белинский предсказал роману историческое бессмертие: «Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, новые идеи: пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор …».