Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета — окружение персонажа предметами и атрибутами раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма. Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения. Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа — стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной — изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью.
Двоим сесть, так нельзя и гресть. Двоим за нужду влезть, и то ни стать, ни сесть (Крылов) . В большом углу сами живем, а печь да полати внаем отдаем. И тесен дом, да просторен он. Не просторно, да дворно. Дворно, да не просторно. В тесноте люди живут. Где тесно, там и ложись. В тесноте люди живут, а на просторе волка гоняют. В тесноте люди песни поют, на просторе волки воют. Лучше жить в тесноте, чем в обиде (чем в лихоте) . Места много, а привалиться негде. Ьместе — тесно, розно — тошно (скучно) . *1е изоймет теснота, не изняла бы (не одолела бы) лихота. Не теснота губит (теснит) , а лихота. Ли тесно, так и Kvonua KVDHIIV С насести сталкивает.
Киселю да царю всегда место есть. Кому тесно, а нам будет место. Коли тесно, так подвинься (насмешка) . На каждого вора много простора.