Для долгожданного побега наш герой выбирает грозовую ночь, и это не случайно. Она вселяет в души, боязливых монахов страх, а сердце Мцыри наполняет отвагой, чувством братства с грозой.
За стенами монастыря он попадает в незнакомую жизнь, сопряженную с постоянными опасностями, но это не страшит героя. Он постигает истинную свободу, ради которой можно рисковать жизнью, подвергать себя смертельным приключениям. Герой полной грудью вдыхает «чудный мир тревог и битв», о котором он мечтал с детства, и в который все-таки вырвался «от келий душных и молитв». Он оказывается там, «где люди вольны, как орлы». Любуется тем, к чему так долго стремился: «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев...».
Человек и природа в поэме рассматриваются как два особых мира, сосуществующих в гармонии и одновременно в противоборстве между собой. Пейзаж Кавказа вводится М. Ю. Лермонтовым в поэму главным образом как средство для раскрытия образа Мцыри, он описывает природу ярко, экзотично, свободно, что соответствует внутреннему содержанию героя. Когда мальчик попадает в монастырь, он сравнивается с серной:
...был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Серна — воплощение свободы, вольной жизни. Такое сравнение наглядно говорит о том, что дитя не приживется в закрытом монастыре. Мцыри не может жить спокойно и покорно за каменными стенами обители, и вот он на свободе. В дикой природе юноша видит гармонию, братство, единство, что не дано было познать в обществе людей:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужных наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев...
М. Ю. Лермонтов наделяет героя понимать, видеть, тонко чувствовать и любить природу, находя в этом радость жизни. И Мцыри наслаждается живописным пейзажем, отдыхая от мрака монастыря.
Рассказ В. Г. Распутина “Уроки французского”, посвящен матери А. Вампилова, педагогу. Писатель воссоздает тяжелое послевоенное время, когда он с пятого класса один переехал учиться и жить в райцентр, и образ своей учительницы французского языка. Героиня рассказа, молодая учительница выручает недоедающего ученика, проигрывая ему деньги. По словам автора книги о Распутине Светланы Семеновой, перед нами “случай такой анонимно-самоотверженной которую в Древней Руси называли “незаметной милостыней” и считали единственно нравственной”. Учительница пошла против всех действующих правил, играя с ним у себя дома. Писатель с любовью и уважением рассказывает о её человеколюбии, о непоказном мужестве. Почему рассказ назван «Уроки французского» ? Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств. Доброта – вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание среди окружающих людей.
Для долгожданного побега наш герой выбирает грозовую ночь, и это не случайно. Она вселяет в души, боязливых монахов страх, а сердце Мцыри наполняет отвагой, чувством братства с грозой.
За стенами монастыря он попадает в незнакомую жизнь, сопряженную с постоянными опасностями, но это не страшит героя. Он постигает истинную свободу, ради которой можно рисковать жизнью, подвергать себя смертельным приключениям. Герой полной грудью вдыхает «чудный мир тревог и битв», о котором он мечтал с детства, и в который все-таки вырвался «от келий душных и молитв». Он оказывается там, «где люди вольны, как орлы». Любуется тем, к чему так долго стремился: «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев...».
Человек и природа в поэме рассматриваются как два особых мира, сосуществующих в гармонии и одновременно в противоборстве между собой. Пейзаж Кавказа вводится М. Ю. Лермонтовым в поэму главным образом как средство для раскрытия образа Мцыри, он описывает природу ярко, экзотично, свободно, что соответствует внутреннему содержанию героя. Когда мальчик попадает в монастырь, он сравнивается с серной:
...был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Серна — воплощение свободы, вольной жизни. Такое сравнение наглядно говорит о том, что дитя не приживется в закрытом монастыре. Мцыри не может жить спокойно и покорно за каменными стенами обители, и вот он на свободе. В дикой природе юноша видит гармонию, братство, единство, что не дано было познать в обществе людей:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужных наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев...
М. Ю. Лермонтов наделяет героя понимать, видеть, тонко чувствовать и любить природу, находя в этом радость жизни. И Мцыри наслаждается живописным пейзажем, отдыхая от мрака монастыря.