Баллада В. Жуковского "Светлана" - относится к эпохе романтизма в литературе. Поэтому он основана на народных преданиях, приметах, гаданиях; содержит свадебные и подблюдные песни, а сама героиня - "исключительная героиня в исключительных обстоятельствах" - восстаёт против зла, явившегося к ней в страшном сне, в образе жениха-мертвеца.
Грань между явью и сном стерта. И этот факт усиливает таинственное, мистическое восприятие произведения. А появление мертвого жениха приводит в ужас не только героиню.
Однако это оптимистическое произведение, которое стоит особняком в творчестве Жуковского, так как баллада кончается счастливой развязкой (обычно балладам свойственен трагический финал); ее фантастика снимается тем, что вмешательство потусторонних сил – явление мертвого жениха – оказывается сном.
Конец баллады жизнерадостен. По мнению В. Жуковского, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он все же создан для счастья:
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…
В этом и смысл баллады.
И именно так автор относится к Светлане.
А если ещё учесть, что она была написана в 1812 году, во время Отечественной войны, - то становится понятно, почему эта баллада была так любима современниками, которые считали её истинно русской!
Полное имя героя - Гаврила Андреевич:
"...ругайтесь, Гаврила Андреич..."
Гаврила является крепостным крестьянином старой барыни. Он служит у нее дворецким:
"...Вот зашла однажды о нем речь у барыни с ее главным дворецким, Гаврилой..."
(дворецкий – старший слуга, отвечающий за порядок в доме; ему подчиняются все остальные слуги)
Гаврила, как и остальные крепостные, боится своей барыни:
"...тот, не без некоторого внутреннего лепетания, переступил порог ее кабинета..."
"...Собака‑с… какая‑с… может быть, немого собака‑с… – произнес он не совсем твердым голосом..."
"...барыня проснулась довольно поздно. Гаврила ожидал ее пробуждения... <...> готовился выдержать сильную грозу. Но грозы не приключилось..."
Он не спорит с барыней и во всем ее слушается:
"...Ну да. По‑моему, лучше бы тебя хорошенько в руки взять. Ну, да это уж их дело..."
Мужчина старается всячески угодить своей барыне:
"...велел доложить барыне, что собака, к несчастью, опять откуда‑то прибежала, но что завтра же ее в живых не будет, и чтобы барыня сделала милость, не гневалась и успокоилась..."
Гаврила и приживалка Любовь Любимовна вместе ведут учет продуктов (чая, сахара и т.д.). При этом герои вместе воруют эти товары за спиной у хозяйки:
"...Любовь Любимовну, с которой вместе крал и учитывал чай, сахар и прочую бакалею..."
У героя есть жена Устинья Федоровна:
"...Гаврила сперва выслал вон свою жену, а потом подсел к окну и задумался..."
"...Устинья Федоровна, – крикнул он громким голосом своей жене, – наставьте‑ка самоварчик, моя почтенная!.."