взаимоотношения евгения базарова и анны сергеевны одинцовой, героев романа и.с. тургенева «отцы и дети», не сложились по множеству причин. материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.признавая отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». поэтому и одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «этакое богатое тело! хоть сейчас в анатомический театр», цинично говорит он о молодой женщине.
судьба анны сергеевны не была легкой. лишившись родителей, она осталась в затруднительном материальном положении, с двенадцатилетней сестрой на руках. преодолевая трудности, она проявляет недюжинную силу характера и самообладание. анна сергеевна выходит замуж по расчету за человека намного старшего его, и, хотя она уважает своего мужа как человека доброго и честного, конечно, не испытывает к нему никакой любви. оставшись вдовой, она поселилась в имении, где все было устроено с комфортом и роскошью. она редко общалась с соседями, и о ней ходило множество нелестных слухов, вероятно, ей завидовали: молода, красива, богата, независима. базаров произвел на нее впечатление, и она пригласила их с аркадием в гости.
уже первая беседа в гостинице продолжалась более трех часов, причем анна сергеевна проявляет и чуткость, и такт, выбрав тему для разговора и гостю освоиться. даже базаров меняет свое к ней отношение, с уважением говоря, что она «в переделе была», «нашего хлеба покушала». дальнейшее общение сближает героев, они интересны друг другу, но не во всем могут между собою согласиться. базаров придерживается социалистических взглядов, отрицая индивидуальность человеческой личности: «исправьте общество, и болезней не будет». разумеется, получившая классическое дворянское образование, анна сергеевна не может с этим согласиться. ей скучно, как всем женщинам, «которым не удалось полюбить», хотя она сама не знает, чего именно ей хочется. она кокетничает с базаровым, отговаривая ею уехать. базаров же находится в замешательстве: всю жизнь считая любовь «романтизмом», теперь он «с негодованием сознавал романтика в самом себе». его бесит собственная слабость, он не может позволить себе зависеть от женщины, «аристократки».
их объяснение драматично: страсть базарова пугает анну сергеевну, заставляя ее в испуге отшатнуться. перед отъездом евгения одинцова долго размышляет о своем душевном состоянии и приходит к выводу, что она была права: «бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». различия в воспитании, мировоззрении, образе жизни стали для героев непреодолимыми. базаров в смятении сознает, как рушатся основы нигилизма его твердых убеждений, а анна сергеевна боится связывать свою судьбу с непредсказуемым и политически неблагонадежным человеком, нарушить ради него свой душевный комфорт. герои расстаются друзьями, сумев подняться выше своих предрассуждений, но их взаимоотношения, видимо, не могли
ответ:
в купеческом мире города калинова, где и разворачиваются драматические события, царят «жестокие нравы» . кулигин, местный механик-самоучка, дает подробную характеристику этих нравов. по его словам, в калинове не увидеть ничего, кроме грубости и безответной покорности, богатства и «бедности нагольной» . те, у кого «тугая мошна» , стараются «бедного , чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать» , да и между собой враждуют: сутяжничают, кляузничают, «торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти» .
мы видим, что калинов веками живет по давно устоявшимся законам и традициям. горожан не интересуют новые идеи и мысли, они суеверны, невежественны и необразованны. жители калинова страшатся различных нововведений, немногое знают о науке и об искусстве. дикой не собирается ставить в городе громоотводы, считая, что гроза – божье наказание, кабанихе поезд кажется «огненным змием» , на котором нельзя ездить, а сами горожане думают, что «литва с неба упала» . но они охотно верят рассказам странниц, которые «по немощи своей» далеко не ходили, но «слыхать – много слыхали» .
город калинов стоит в живописном месте, но его жители равнодушны к окружающей их красоте. построенный для них бульвар остается пустым, там «гуляют только по праздникам, да и то… ходят туда наряды показывать» .
безразличны калиновцы и к окружающим их людям. поэтому все просьбы и старания кулигина остаются безответными. пока у механика-самоучки денег нет, все его проекты не находят поддержки.
любое проявление искреннего чувства в калинове расценивается как грех.