Ура́л-баты́р, Ура́л (башк. Урал батыр) — главный герой башкирской словесности. По имени называется основной башкирский эпос «Урал-батыр». В этом эпосе Урал‑батыр представлен младшим сыном Янбирде и Янбики, антагонистом своего старшего брата Шульгана. Супруги Урала — девушка-лебедь Хумай (дочь Самрау) Дети Урала — Идель, Нугуш, Яик, племянник (сын Шульгена) — Хакмар являются эпонимами главных рек Южного Урала (Агидель, Нугуш, Яик, Сакмара). Волшебный конь Урала — Акбузат. Из тела батыра созданы Уральские горы. В легенде «Ай менән Урал тауҙарының барлыҡҡа килеүе» («Как возникли Луна и Уральские горы») Урал-батыр создаёт Луну и Уральские горы, уничтожив лишнее Солнце. Урал-батыр как первопредок упоминается в разных вариантах «Кунгыр-буга».
Чтобы посвятить себя труду, который может занять целое воплощение без гарантий успеха, исследователь должен иметь не временный, но постоянный интерес к предмету своего исследования. Для этого у него должна быть устойчивая цель. Такими целями люди иногда называют жажду славы, почёта, уважения. Но трудно такому исследователю устоять в длительном труде, когда результата не удаётся достичь. Искателей славы всегда много толпится около настоящих исследователей, чтобы прибрать их труды себе, но сами они не к длительному и кропотливому труду. Среди исследователей могут встречаться любопытные, но любопытство основано на неустойчивом кратковременном интересе, то такой интерес быстро гаснет, и исследователь теряет устремление к поиску. Иное дело – любознательность, основанная на устремлении духа к совершенствованию, и потому к устойчивому и постоянному постижению мира. Именно отсюда рождаются и другие качества исследователя: терпение, терпимость, честность, стремление к Истине. Все эти качества необходимы, если он действует не для славы, но для Общего Блага, ибо дух всегда устремлён к общему и единому. Что теперь не достаёт исследователю? – Талант. Но что есть талант? Талант – это накопление жизней, когда накоплен опыт многих воплощений, ведущих к близкой цели. Необходимы исследователю и многие качества, определяющие его умственные Эти качества суть: наблюдательность, внимательность, ясность, чёткость, чистота, быстрота и синтетичность. Все эти качества принадлежат разделу искусства мышления. Все эти качества также являются следствием многих накоплений духа. И если сердце открыто для рассудка, последний руководствуется проявлениями их в должной мере. Некоторые помнят, что мир можно постичь развитием лишь рассудка, интеллекта, развивая его логику. Но мир действительности не описывается ограниченной логикой, а потому невозможны и открытия без участия сердца и духа. Логикой можно лишь только описать достигнутое и найденное, приуготовленное кем-то, чем, кстати, пользуются интеллектуалы. В то же время необходимость развитого интеллекта для исследователя не только не отрицается, но и утверждается, но в том случае, когда интеллект подчинён исканиям духа. Все открытия совершались именно духовно развитыми людьми, хотя далеко не всегда владевшими системными знаниями Источника Мудрости.