циклы фортепианных пьес  в 1827 г. были написаны циклы фортепьянных пьес музыкальные моменты и экспромты. эти пьесы установили новые вехи в развитии мировой фортепьянной музыки; ими шуберт проложил путь следующему поколению композиторов. новый стиль - стиль романтической фортепьянной миниатюры - был найден и утвержден шубертом в его "экспромтах" и "музыкальных моментах". эти небольшие по размеру, но необъятные по эмоционально-художественному содержанию пьесы выражают, по меткому определению в. конен, "один миг извечно меняющегося, эмоционально насыщенного внутреннего мира художника. настроения одного "момента" простираются от безмятежной лирики до бурных драматических взрывов. своей яркой и неистощимой мелодичностью, колористическим пианизмом, богатством лирического настроения и внутренним драматизмом эти пьесы воплощают уже чисто фортепьянными средствами поэтический мир шубертовской песни". здесь в малом выражено великое, в быстротечной миниатюре – непреходящее и немеркнущее, то, что будет составлять сердцевину искусства извечно, - душевный мир человека. тихо-тихо звучит мелодия, обаятельная, задумчивая. она широка и спокойна. и настолько сердечна, что сразу завладевает слушателем. когда человеку хорошо, когда он доволен сделанным и размышляет о том, что ему предстоит сделать, его мысли и чувства воплощаются в музыке. точно в такой вот, как эта, - доброй, мечтательной, ясной, словно предзакатный час тихого летнего дня. так начинается фортепьянный экспромт ля-бемоль-мажор. его главная тема пронизана песенностью, той самой, которую так любил шуберт и о которой писал: "меня уверяли, что клавиши под моими пальцами начинали петь, а это, если оно верно, меня весьма радует". это песнь без слов, пропетая роялем и выразившая столько мыслей и чувств, сколько порой не под силу выразить слову. мелодия мужает, крепнет. в ней зреет сила. настойчивая, несломимая. когда ее возрастание достигает кульминации, вновь является начальный напев, безмятежный и углубленно-. и вдруг певучее спокойствие сменяется волнением. бурные, колышущиеся фигурации переносят слушателя в совсем иной мир - мир взволнованных мечтаний и взбудораженных чувств. в неудержном порыве набегают друг на друга звуки, мчатся, несутся, бурлят. в этих то вздымающихся, то валах - и треволнения чувств и беспокойное биение мысли. но волны улеглись. так же внезапно, как поднялись. и опять звучит тихая и умиротворенная песня - мелодия, открывавшая экспромт и так резко контрастирующая с его средним эпизодом. или вот другой экспромт - ми-бемоль-мажорный. его начало не медленное и не певучее, как в первом экспромте. напротив, оно подвижно. с ошеломительной проворностью проносятся легкие и воздушные гаммообразные пассажи. по всей клавиатуре. сверху вниз. и снизу вверх. они как бисер, рассыпаемый щедрой рукой. сверкающий и блестящий. как луч солнца, быстрый и неуловимый, но постоянный, если уж он пришел. весь - движение, и весь - покой. а следом за легкокрылыми пассажами приходит тема второй, средней части. она тоже быстра. но если пассажи при всей их стремительности были овеяны покоем, то эта тема пронизана неугомонностью. она рвется вперед. юная, решительная и неудержимая. поразительно, как схвачен и запечатлен в звуках мгновенно меняющийся лик быстротекущей жизни. в свое время гете устами фауста высказал сладкую, но призрачную мечту человечества: - остановись, мгновенье! прекрасно ты, постой! эту призрачную химеру шуберту удалось обратить в явь. в музыке, музыкой и средствами музыки.
Тесно стало жить моему дедушке в Симбирской губернии. Стало ему тесно не потому, что в самом деле тесно, а потому, что отчина, прадеду его принадлежавшая, сделалась разнопоместною. Событие свершилось очень просто - в каждом из трёх поколений по одному сыну и по нескольку дочерей было; некоторые из них замуж выходили, и тогда им выдавали часть крестьян и часть земли. Части их были небольшие, но уже четверо чужих хозяев имели право владеть неразмежеванной землёй, - и дедушке моему - вспыльчивому и нетерпеливому, сделалась такая жизнь несносною. С некоторого времени стал он часто слышать об Уфимском наместничестве. Ходили слухи, что если позвать к гости десяток родичей отчинников Картобынской и Кармалинской тюбы, дать им барана, ведро вина, да мёду, да пива, то и дело в шляпе. Говорили правда, что такое угощение продолжалось по неделю-две. Если гости, евшие и пившие день и ночь, ещё не вполне довольны угощением, то старший из родичей, пощёлкавши языком, скажет: 'Пора не пришёл - ещё барана тащи'. Барана, разумеется, притащат, вина и мёду нальют, и вновь пьяные башкирцы поют, пляшут и спят где попало. Но всему в мире есть конец; придет день, в который родич скажет, прямо смотря в глаза спрашивающему: 'Ай, бачка Ну что, какой твой нужда?' Тут, с ловкостью и плутовством, покупщик начнет уверять башкирца, что нужды у него никакой нет, а наслышался он, что башкирцы больно добрые люди, а потому и приехал в Уфимское наместничество и захотел с ними дружбу завести и прочее и прочее; потом речь дойдет до необъятного количества башкирских земель, до неблагонадежности припущенников, которые год-другой заплатят деньги, а там и платить перестанут, да и останутся даром жить на их землях, как настоящие хозяева, а там и согнать их не смеешь и надо с ними судиться; за такими речами последует обязательное предложение избавить добрых башкирцев от некоторой части обременяющих их земель... Обычно границы обозначаются урочищами, например вот так: "От устья речки Конлыелга до сухой березы на волчьей тропе, а от сухой березы прямо на общий сырт, а от общего сырта до лисьих нор, от лисьих нор до Солтамраткиной борти" и прочее. И в таких межах и урочищах заключалось иногда по нескольку тысяч десятин земли! И за все это платилось каких-нибудь сто рублей. Полюбились дедушке моему такие рассказы; хотя он был человек строгий, и ему не нравилось надуванье добродушных башкирцев, но он рассудил, что не дело дурно, можно купить обширную землю, что можно перевести туда половину своих крестьян и переехать самому с то есть достигнуть главной цели своего намерения; ибо с какого-то времени до того надоели ему беспрестанные ссоры со своими родственниками за владение землей, что бросить свое родимое пепелище сделалось любимою его мыслью, единственным путем к спокойной жизни, которую человек уже немолодой, предпочитал всему.