Хоть мошна пуста, да душа чиста. (Богатство-бедность, сытость-нужда,Достаток, убожество, О чести, совести, стыде и бесстыдстве, Честность,Душа)Честному мужу честен и поклон. (Честь, почет, Честность)Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный. (Добро и зло, Честность)Честное дело не таится. (Добро и зло, О чести, совести, стыде и бесстыдстве,Честность)Честные глаза вбок не глядят. (Добро и зло, Воровство, Честность)Честное дело и буйну голову смиряет. (О чести, совести, стыде и бесстыдстве,Честность)Добрый конь не без седока, а честный человек не бед друга. (Честность)И не велика беда, да честна. (Честность)Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стьщ. (Честность)Не в силе честность, а в правде. (Честность)Честное здравствование сердцу на радость. (Честность)Честность всего дороже (Честность)Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга. (Честность, Друг)Будь гол, да не вор, а беден, да честен. (Честность)Лучше малые крохи с честностью, чем большие куски с лихостью. (Честность)Некрасив собою, зато честен душою. (Честность)Честные глазе вбок не глядят. (Честность)Честное дело и буйну голову смиряет. #9632; Я хоть и в саже, да никого не гаже.(Честность)Честных почитай, а гордых презирай. (Честность)Богат, да крив, беден, да честен. (Честность)
Сказ - вид литературно-художественного повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и стиля самого автора. Столкновение и взаимодействие этих смысловых и речевых позиций лежит в основе художественного эффекта сказа”. Сказ подразумевает повествование от первого лица, причем речь сказителя должна быть мерной, напевной, выдержанной в характерной для данного человека манере.
Рассказчика, как такового, “Левше” нет, но по остальным пунктам произведение вполне может быть названо сказом. “Выговор автора создает впечатление, что рассказ ведет какой-то деревенский житель, простой, но в то же время (судя по рассуждениям) образованный и мудрый. Со сказками “Левшу” роднит подтекст, ведь часто в них присутствует ненавязчивая, часто добродушно-снисходительная насмешка над “власть имущими”.
“Левша” является произведением, в котором Лесков, непревзойдённый мастер сказа, мастерски выделил основные черты русского национального характера и показал их на примере своих героев, в особенности Левши. Автор, чтобы сделать это, использует различные языковые средства выразительности, такие как использование “народных” словечек (“нимфозория” – инфузория, “укушетка” – кушетка и т. д) . Это придаёт “Левше” особый “шарм”.