В IX веке, после того, как благодаря успешным походам князя Святослава Хазарский каганат окончательно утратил свое политическое влияние в горной части Крымского полуострова, в Крым вернулись византийцы. В древнем Херсонесе расположился стратег, осуществлявший управление византийскими владениями на южном побережье Крыма. Во время первого распада Византийской империи в XII веке Крымский полуостров оказался в сфере влияния одной из ее трех частей – Трапезунта (ныне турецкий Трабзон), который контролировал центральную часть Южного Причерноморья.
В результате политической нестабильности в империи представители императорской власти – стратеги, а затем архонты, постепенно лишались реального влияния на местных феодальных правителей. В результате в Мангупе, как теперь стал называться Дорос, и воцарились князья феодоритов, которые еще до появления княжества Феодоро, носили титул топарха. Вполне возможно, что один из них был именно тем топархом, которого взял под свое покровительство киевский князь (по одним данным – Святослав, по другим – Владимир).
Летом 1475 года турки-османы, захватившие территории бывшей Византийской империи, высадили большой десант Гедик Ахмед-паши в Крыму и Приазовье, захватив все генуэзские крепости (в том числе Тану на Дону) и греческие города, включив их в состав Османского государства.
В июле был осаждён Мангуп. Ворвавшись в город, турки уничтожили почти всех жителей, разграбили и сожгли постройки. Всё население Мангупа — 15 тысяч человек — было либо убито, либо уведено в Константинополь и продано в рабство. Феодоро было завоёвано османскими войсками под командованием Гедик Ахмед-паши. При этом, во время осады Мангупа феодоритами, в составе которых был военный отряд из трёхсот воинов, присланных молдавским господарем Стефаном III Великим, был перебит весь янычарский корпус, существовавший в тот период в Османской империи.
В 1475 году турки вели войну с крымским ханом Менгли Гиреем и принудили его признать себя зависимым от султана. В 1478 году Крымское ханство стало протекторатом Османской империи. При этом климатически благоприятный Южнобережный Крым, а также стратегически важная Керчь-Еникальская территория вошли в состав собственно Османской империи.
Последствия
На землях княжества Феодоро и завоёванных генуэзских колоний капитанства Готия османами был создан Кефинский санджак (1475—1588) с центром в Кафе/Keфе (Феодосии). Кефинский санджак делился на Мангупский, Судакский и Кафинский кадалыки[1]. В 1588—1775 гг. он же носил название Кефинский эялет. Османы содержали там свои гарнизоны, чиновничий аппарат и строго взимали налоги.
Земли домена султана, на которых проживало христианское население, находились вне юрисдикции крымских ханов. Татарам даже было запрещено на них селиться. Длительный административный раздел полуострова на собственно османскую и автономную крымскую части обусловил различный этногенез и различную языковую типологию северных и южных групп крымских тюрок. Население ЮБК состояло в основном из новоприбывших турок-мусульман[2], а также итальянцев, армян, греков, готов, которыe со временем тюркизировались. Несмотря на языковую тюркизацию, часть этих народов сохранила христианское вероисповедание. Остатки монголо-татар сохранили свои полуавтономные владения в предгорном и степном Крыму (Крымское ханство), однако и там главенствующие над ними турки построили крепости Ор (Перекоп), Арабат, Еникале, Гезлев, в которых содержали постоянные гарнизоны[3].
Победы в Крыму имели для турок большое военное значение, так как крымские татары доставляли им вс войско, по временам в 100 тысяч человек, но впоследствии столкнули Турцию с Россией и Польшей. Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1779 года положил конец османскому правлению на полуострове: согласно ему, Керченский полуостров вошёл в состав Российской империи, а оставшуюся территорию включило в свой состав независимое Крымское ханство, которое в 1783 году также было аннексировано Российской империей.