Актуализация идеологии труда в современном искусстве в первую очередь связана с попыткой удержать критическую дистанцию по отношению к обществу тотального потребления, где доминирует навязчивая идеология отдыха. Это общество, казалось бы, уже не нуждается в свободных художниках, если они не выполняют функции оформителей, не интегрируются в индустрию развлечений и не обслуживают существующие институции на правах «пролетариев» умственного труда.В постиндустриальную эпоху искусство становится подобием «тяжёлой индустрии» и производит дурную бесконечность художественных подделок независимо от реальных проблем глобального общества или локальных обществ. Свободный художник сегодня обречён на постоянный поиск занятий, случайных и ситуативных, которые напрямую уже не связаны с традиционным ремеслом, индустриальным производством или даже постиндустриальным потреблением. Подобно художникам Раннего Ренессанса современный художник существует в зазоре между «церковью» и «деньгами» и испытывает двойное давление как со стороны институций современного искусства, выполняющих функция «церкви», так и со стороны финансовых структур.В поисках работы художник вынужден осваивать новые или промежуточные сферы, рискуя потерять автономию своего высказывания и, в конечном счёте, потерять статус свободного художника. Но в настоящее время нарушить автономию искусства означает остаться в его пределах. И выход в реальность как попытка преодолеть тотальное отчуждение позволяет вырваться из круга модернистских клише.Цель проекта – проследить историю труда в советском и постсоветском искусстве от индустриальных до нематериальных форм в период с 1960-х до 2000-х годов и показать, как менялись представления о труде и его репрезентации в процессе развития новых художественных практик. Выставка «Департамент труда и занятости» даёт возможность охарактеризовать типы художественного производства и формы занятости художника в современном обществе.В исторических разделах экспозиции произведения советского периода, связанные с традицией «сурового стиля», а также макеты и демонстрационные планшеты, в разное время созданные художниками Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), будут сопоставлены с работами современных авторов, которые обращаются к индустриальной и производственной тематике в новейший период. А концептуальные акции 1970-1980-х годов будут показаны в контексте фотоотчётов о коммунистических субботниках, взятых из архивов Третьяковской галереи.
«Героиня» с тонкой изящной ножкой стоит в центре на ажурной салфетке, витиеватые рюшки которой воланчиком скрутились у ее ног. Как всякая героиня, она капризна и своенравна: презрительно отстранилась от пузатого кувшина, который показался ей «не пара» ! Он гордо подбоченился и даже изящно отставил ножку, «распушив» «хохолок» на крышке, как на шляпе перья, и будто склонился в рыцарском поклоне перед рюмкой. Лимон, повернулся к рюмке задом, выказывая ей свое безразличие и презрение. Но камертоном всех отношений является нож, лежащий на первом плане: его граненая ручка — на стороне толстяков: лимона и кувшина, а острие — на стороне рюмки и скатерти. Он лежит «у ног» рюмки, повернувшись к ней острием, что выглядит вызывающе и таит в себе угрозу и решительность. Все эти взаимоотношения «прочитались» благодаря контрасту: с одной стороны — изящная рюмка и ажурная салфетка, блестящее лезвие ножа для фруктов (он ведь тоже «аристократ») , с другой — «бытовые толстяки» : кувшин и лимон и, примыкающая к ним, толстая ручка ножа. стол, на котором расположены предметы, точно посередине поделен границей отвернутой салфетки. Так определились два лагеря — именно это присуще всякому конфликту (третьего лагеря не бывает: даже нож, лежащий посередине, очень определенно ведет себя в этой ситуации, давая понять, к какому лагерю он примыкает) . В данном случае расположение предметов по принципу контрастности (толстый — тонкая, стеклянная — металлический и т. п. ) выражает для нас их «конфликтность» . На чьей стороне автор? Кому он симпатизирует? Вот тут и важно цветовое соотношение, которое окончательно определяет авторскую позицию: рюмка, скатерть и лезвие ножа — холодного, зеленоватого цвета, лимон, кувшин и ручка ножа — теплого, желтоватого оттенка. Художник на стороне «солнечных» , добродушных толстяков, довольно энергично атакующих холодную красавицу -аристократку. Согласитесь, это — целая пьеса! Ее можно играть, — ведь есть характеры (и очень яркие) , участвующие в конфликте и выражающие авторскую идею: «Не кичись своим превосходством и надменностью — проиграешь» . Стоит лимону чуть подкатиться по полированной поверхности стола к кувшину и толстяк, сдвинувшись с места, раздавит хрупкую красавицу, а лезвие ножа и так уже угрожает изящной ножке.. . Когда-то робкий ученик знаменитого художника В. И. Сурикова, надев парадный костюм, обратился к своему учителю с не совсем обычной он просил руки его дочери.. . Это был П. П. Кончаловский. В произведениях писателей, драматургов, художников обязательно присутствует личностное начало, переосмысленные и чуть измененные факты, впечатления детства. В натюрморте с зеленой рюмкой, которая неоднократно фигурировала и в других работах Кончаловского, конечно же, есть отзвук летт. Не знаю, сохранилась ли эта рюмка в семье Михалковых-Кончаловских, но привязанность к ней Петра Петровича очевидна: она, как говорят, «героиня его романа» . Предметы напрямую связаны с владельцем - на вещах «отпечатки» его характера. В банальном упражнении на рассматривание предметов следует пытаться для себя понять и объяснить, с каким событием в жизни владельца связана царапина или пятно на предмете. В старом журнале «Америка» была напечатана большая фотография: содержимое дамской сумочки. Там были губная помада, пудреница, карандаш, ключи, сигареты, даже две монетки. Требовалось объяснить вкусы и привязанности этой дамы.
2 треугольникS = 1 a · h
2 а
3 трапеции S = 1d1 d2 sin α2
4 S = a · hS = a · h