В образе Фауста соединились черты современников поэта: Шиллера, Гердера, Вагнера. Этот герой вобрал в себя и автобиографические черты самого Гете, который никогда не останавливался в своих поисках истины. Фауст - это воплощение философских раздумий писателя о человеке и его назначении, о моральной сущности личности и всей жизни человечества. “Пролог на небе” - завязка трагедии.
В нем создается фантастическая ситуация встречи Господа и его архангелов с Рафаэлем, которая приобретает символическое значение. Основной предмет разговора - человек: кто он такой, каково его место в мире? В “Прологе на небе” высказываются по этому поводу полярные мысли. Господь утверждает силу человеческой личности, ее к развитию, поиску смысла бытия:
Человек противоречивое существо, в нем происходит борьба Добра и Зла, он ищет смысл бытия, стремится к осознанию своего места в мире, духовному саморазвитию. Он безграничный и разнообразный, подвижный в своих проявлениях к развитию, влечет глубиной, непознанной тайной, неразгаданной гармонией. Человек стремится к усовершенствованию мира.
В “Фаусте” представлены разные персонажи, которые создают его целостный образ. Все люди разные, по мнению Гете. Они не совершенны духовно, подвергаются “мерзким” инстинктам, но вместе с тем имеют широкие возможности относительно морального преобразования и преобразования мира. Величие человечества, считает художник, состоит в силе его духа и к действию. Падая и ошибаясь, человечество, по мнению Гете, должно прийти к духовному очищению и обновлению мира.
В произведении Гете как трагедии поднимаются важные проблемы бытия человека и общества, которые не могут быть разрешимы на протяжении жизни героя и приводят к его гибели. Однако “Фауст” предназначался не только для сцены, но и для чтения. По масштабу изображения действительности, глубиной образов и силой лиризма это произведение можно назвать поэмой. Глобальность затронутых вопросов дает возможность назвать произведение философской поэмой, а учитывая характер конфликтов, есть все основания считать “Фауста” поэмой драматической или же поэмой в драматизированной форме.
Пропорция (от лат. proportio - соотношение, соразмерность), 1) в математике - равенство между двумя отношениями четырёх величин а, в, с, d: a/b=c/d . Величины a, b, с, d называют членами пропорции, причём а и d - крайними, a b и с - средними. Произведение средних членов пропорции должно равняться произведению крайних: bc = ad. Этим свойством, называемым основным свойством пропорции, пользуются для проверки правильности пропорции и для выражения одного какого-либо её члена через остальные (например, b=(ad)/c) 2) В пластических искусствах - соотношение величин элементов художественного произведения, а также отдельных элементов и всего произведения в целом. Различают, в частности, пропорции архитектурные и пропорции, используемые для изображения человеческого тела и лица. Представления о пропорции возникли в ходе практической деятельности архитекторов и художников древнего мира, применявших при создании произведений определённые модули и геометрические построения. Кроме пропрций, основанных на кратных и целочисленных отношениях, широко распространились системы пропорционирования, приводящие к иррациональным отношениям (например, золотое сечение).