Дать определение индуизму трудно из-за широты спектра объединяемых им традиций и верований. Как правило, общим термином «индуизм» называют семейство разнородных традиций, принимающих авторитет Вед[10]. В то же самое время принадлежность какой-либо традиции к индуизму не зависит от её древности или от того, насколько её вероучение и религиозные практики действительно основаны на Ведах[10]. Некоторые течения, относимые к сфере индуизма, вообще не признают Веды откровением[17]. Они основываются на собственных писаниях и традициях, но при этом почитают тех же богов и следуют основным морально-этическим постулатам индуизма. Таким образом, индуизм не может рассматриваться как «категория» в классическом понимании этого слова: когда объекты однозначно либо принадлежат к ней, либо нет. Не являясь единой религией, индуизм представляет собой семейство религий и традиций. В индуизме отсутствует унифицированная система верований и общая доктрина[10]. Нет в нём также централизованного органа управления. В истории индуизма, в отличие от других мировых религий, не было какого-то одного основателя[11]. Несмотря на это, индуизм обладает своей собственной уникальной формой и чертами, выделяющими его в отдельную религию[10]. Индуизм часто сравнивают с баньяновым деревом, постоянно пускающим новые корни, которые со временем превращаются в стволы, также пускающие побеги[10]. Этот пример наглядно показывает не только разнообразие индуизма, но и взаимосвязь, существующую между его различными течениями[10].
По мнению британского востоковеда Роберта Ч. Зенера, «вполне возможно быть достойным индуистом вне зависимости от личного мировоззрения, которое может тяготеть к монизму, монотеизму, политеизму или даже атеизму»[18]. Зенер даже доходит до утверждения, что индуизм — это религия, которая не нуждается в существовании или несуществовании Бога или богов[19]. Более определённо, индуизм может рассматриваться как совокупность трёх главных течений: одно придаёт особое значение личному творцу или богу, второе акцентирует внимание на имперсональном Абсолюте, третье основывается на плюралистичности и неабсолютности[20].
Добавляли траву и помёт
Объяснение:
Чтобы получить хорошую пластичную и крепкую массу, которая не потрескается при обжиге, в природный ил или илистую глину, добытую в озерах и речных отложениях, добавляли примеси: песок, шамот – мелкотолченую керамику, дресву – вкрапления кварца, слюды, полевого шпата. Эти компоненты придавали посуде прочность.
Сосуды в эпоху неолита изготавливали объемными – от 10 до 50 литров. Потому как в больших сосудах было удобно хранить и варить пищу для большого родового коллектива. Найденные на археологических стоянках Поволжья и Волго-Окского междуречья крупные горшки на внутренней поверхности имеют следы пищевого нагара. Он образовался из остатков пригоревшей пищи. Но иногда археологи находят и совсем небольшие чаши и горшочки, следов нагара на которых нет: они служили для индивидуального пользования. Кроме того, древние люди выделывали и специальные сосуды для множества языческих ритуалов, в частности, для погребального обряда.
Первобытные гончары лепили глиняные сосуды вручную, ленточным Они постепенно наращивали глиняное тесто в виде цилиндрических жгутов и валиков длиной 40-50 сантиметров, накладывая ленты и полосы – по спирали, одна на другую, формуя посуду в несколько приемов. Неровности и швы сглаживали смоченными в воде пальцами, деревянными или костяными щепами и пучками травы.
После окончания формовки сосуды выравнивали гладкими предметами и лощили кварцитовыми гальками с отполированной поверхностью. Только после этого на наружные части наносили орнамент. Считается, что первобытные гончары украшали сосуды для защиты пищи и жидкостей от злых духов. Композиции на глиняную посуду наносили инструментами, именуемыми орнаментирами. До настоящего времени их сохранилось мало, так как большинство из них гончары делали из органических материалов – щепок, заостренных веток, птичьих и рыбьих костей, перьев.