Наука как самостоятельная сфера светской профессиональной деятельности формировалась в 1-й четв. 18 в. благодаря преобразованиям Петра I, идейная основа которых восходила к зап.-европ. рационалистической философии 17 в., базировавшейся на достижениях естественных наук. Отсутствие сложившихся науч. институтов и слабость теоретической базы на начальном этапе привели к необходимости заимствования из Европы уже сложившихся науч. институтов и форм науч. деятельности. Наука стала развиваться в рамках европеизированной культуры, существовавшей параллельно с традиционной культурой, в результате чего, по замечанию В. И. Вернадского, возникло «глубокое духовное разделение рус. образованного общества: рядом существовали – почти без соприкосновения – люди двух разных систем образования, разного понимания». Специфика социальной организации рус. общества 18 в. не способствовала появлению особого слоя профессиональных учёных-естественников, хотя преобразования сопровождались повышением социального статуса образования и образованности, ставшими необходимыми для карьерного успеха. Русское дворянство, составлявшее наиболее образованную часть общества и принимавшее активное участие в становлении литературы и искусства, развитии гуманитарных наук, почти не занималось естественными науками, остававшимися в 18 в. уделом узкой группы приглашённых в Россию иностранцев или выходцев из податных со
Перед нами картина одного из знаменитейших художников Российской федерации Ивана Ивановича Шишкина “На севере диком”. Данная картина Шишкина не стала такой же известной, как его знаменитая всем нам с детства картина “Утро в сосновом бору”, но я думаю она не менее красива и талантлива. Очень увлекательна история её производства. Была нарисована в 1981году. К пятидесятилетию Михаила Юрьевича Лермонтова Петром Петровичем Кончаловским было издано собрание сочинений писателя. Над этим изданием работало некоторое количество человек, в том числе и Иван Иванович Шишкин. Там он увидел перевод Михаила Юрьевича Лермонтова стихотворения великого Генриха Гейне: “На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна..." Это стихотворение вдохновило автора на написание картины под наименованием “На севере диком”. “Главным героем” картины является сосна, стоящая в самом центре композиции. Её ветви согнулись под большим слоем снега, они больше не в состоянии выдерживать данный груз на своих тонких спинках. Снег на севере покрывает толстым слоем не только деревья, но и всю землю. И не дивно ведь север есть безграничная череда снежных полей. Если разбирать картину с точки зрения колорита, то в картине господствуют, присущие любому снежному пейзажу, сине-белые краски. Невзирая на ночное время суток в картине использованы краски ясных тонов, что даёт нам право предположить: на картине изображено полнолуние. Увлекательной деталью является одинокая тень, изображённая прозрачно серыми красками поверх белого холста. Так же можно подметить, что на картине нет ясно выраженного горизонта, благодаря игре со светом бескрайние снежные поля и таинственное северное небосвод сливаются вместе, что придаёт специальный шарм картине. Мне очень понравилась картина Ивана Ивановича Шишкина “На севере диком”. Я думаю, она очень увлекательная и, рассматривая эту картину, можно обнаружить много спрятанных деталей.