Этюдам Шопена, без которых не обходится практически ни один международный фортепианный конкурс, предшествовала длительная история этого жанра, связанная с развитием инструментального исполнительства.
В своем первоначальном, прикладном значении, этюд не претендовал на особую художественную ценность, будучи пьесой инструктивно-тренировочного характера. Созданная для развития исполнительской техники, такая пьеса ставила конкретные исполнительские задачи.
В XIX веке в связи с освоением сравнительно молодой фортепианной техники (со времени выступлений Моцарта – одного из первых, кто музицировал не только на клавесине, но и на фортепиано менее полувека) жанр фортепианного этюда был широко востребован. В год, когда была создана вторая тетрадь шопеновских этюдов, Шуман писал: «У многих обучающихся поникли бы крылья, если бы они увидели всю массу накопившихся до настоящего времени этюдных сочинений». Это были этюды Клементи, Черни, Крамера, Гуммеля, Риса, Кесслера, Мошелеса, Калькбреннера и многих других концертирующих пианистов–виртуозов XIX века.
Объяснение:
1)Жанр каприса (или каприччио) в академической музыке – произведение свободной виртуозной формы, не ограниченное строго-формальными условностями.
«Каприз», «причуда», «изыск» - именно так трактуется это стилистическое виртуозное своеобразие, в котором степень воображения композитора превышает жесткие рамки определенного инструментального жанра.
2)Арканджело Корелли
Антонио Вивальди
Джованни Баттиста Виотти
Николо Паганини
Иван Хандошкин
Леопольд Ауэр
Давид Ойстрах
Леонид Коган