II. Симфоническое творчество. Бородин считал себя симфонистом по натуре. Он обладал очень ценным для автора симфонической музыки Симфонические произведения составляют вместе с оперой «Князь Игорь» основную и важнейшую часть композиторского наследия Бородина. Он основоположник новой традиции в этой области и – наряду с Чайковским – один из создателей русской классической симфонии. Основные отличительные черты творчества Бородина – это обращение к большим патриотическим темам, воскрешение героических страниц народной истории, утверждение высоких идеалов любви к Родине, стойкости, благородства, нравственного величия, чистоты и цельности чувств. Это и народность музыкального стиля, его глубинная связь с лучшими национальными традициями, его новаторство, подсказанное новизной содержания. К эпосу и истории своей страны обращались наряду с Бородиным едва ли не все русские композиторы 19 века. Но не смотря на это, есть и некоторые различия в содержании музыкальных произведений и в образах «кучкистов»: главной, основной, коренной чертой русского народа выступает у Бородина богатырство, то есть духовная и физическая мощь и великанский размах, тогда как у Мусоргского – это неизбывная сила скорбного терпения и страстного протеста, а у Римского-Корсакова – поэтическая красота души и богатство художественной фантазии народа. Поэтому Бородин вошел в русскую музыку певцом народного эпоса – «новым Баяном». В истории Бородин, в отличие от Мусоргского интересовался не «смутными временами», а такими событиями, в которых народ как целое противостоял внешнему врагу, проявляя богатырскую мощь и патриотизм, свободолюбие и стойкость, широту характера и спокойное величие духа. У многих русских писателей и мыслителей встречается образ русского народа как спящего или пробуждающегося богатыря. Этот образ уходит своими корнями и в далекие мифы древних славян. (Вспомним сказочных русских богатырей Добрыню, Святогора). Образы витязей Бородина всегда добрые, справедливые, бьются «за волю вольную». Их физическая сила всегда одухотворена этической красотой и возвышенностью. Его музыкальные образы обладают огромным обобщающим смыслом, он воскрешает такое очень давнее которое сохранилось неизменным на протяжении многих столетий. Так родились темы Анданте симфонии №1, главная и побочная темы симфонии №2 и «Песнь Баяна», главная тема симфонии №3, «Песня темного леса», народные хоры «Князя Игоря», плач Ярославны и многое другое. В них Бородин обобщил не только характеры, но и ситуации, типичные для многовековой истории русского народа. Поэтому и в наше время идея, да и сама музыка Второй симфонии остается современной. Круг идей и образов в симфоническом творчестве Бородина примерно тот же, что и в опере «Князь Игорь»: воспевание патриотизма и мужества русского народа, изображение его в борьбе и мирной жизни, а также картины Востока и образы природы, основной характер музыки – мужественный, эпически величавый. Есть ещё одно отличие симфонического творчества Бородина от симфонического творчества классиков и романтиков: конфликт двух начал (двух образов, двух сфер) редко встречается у Бородина. Классицизм показывал подчинение личного общему в результате их борьбы. Романтики считали их конфликт неразрешимым. Бородин же дает мирное слияние одного и другого. Идея симфонического произведения раскрывается Бородиным в развёртывании и смене ясно очерченных, контрастных музыкальных картин большого масштаба, связанных единством замысла и интонационной общностью. Таким образом, Бородин переносит в симфоническое творчество принципы эпической музыкальной драматургии, воплощённые в операх Глинки и в «Князе Игоре». Как и другие «кучкисты», Бородин в симфоническом творчестве тяготеет к программности. Но его отличительной особенностью является то, что программные замыслы он воплощает в самом обобщённом виде, не показывая в музыке последовательного хода событий, который складывались бы в определённый сюжет. В области музыкального языка Бородин отличается смелыми исканиями. Музыкальный язык симфонических произведений Бородина, как и его оперы, отличается своеобразием, свежестью, гармонической красочностью (альтерированные аккорды, красочные последовательности и созвучия, возникшие путём наложения друг на друга самостоятельных мелодических линий и целых аккордов) при прочной связи с народно-песенными истоками: в мелодике широко использованы обороты народно-песенных ладов (лады народной музыки) – дорийский, фригийский, миксолидийский, эолийский; в гармонии – плагальные (субдоминантовые) обороты, соединения побочных ступеней, аккорды из кварт и секунд (возникшие из квартово-секундовых попевок), характерные для народной музыки.
Rhapsody in Blue (с англ. — «Рапсодия в стиле блюз», «Рапсодия в блюзовых тонах», «Рапсодия в голубых тонах») для фортепиано с оркестром — одно из самых известных произведений американского композитора Джорджа Гершвина.
Рапсодия была впервые исполнена автором 12 февраля 1924 года в Нью-Йорке в сопровождении оркестра Пола Уайтмана.
Пьеса была заказана Уайтманом начинающему тогда композитору и музыканту Гершвину 5 января 1923 года, как эксперимент по созданию нового музыкального стиля, сочетающего джаз и классическую музыку.
Произведение должно было называться «Американская рапсодия», известное нам название было подсказано братом композитора Айрой Гершвином, после посещения им художественной выставки Джеймса Макнейла Уистлера.
Оркестровку Рапсодии 1924 года для фортепиано и джазовой группы выполнил работавший на П.Уайтмена профессиональный музыкант Ферде Грофе[en]. Он же позже осуществил и версию для фортепиано и симфонического оркестра. Именно в этой редакции Рапсодия ныне повсеместно известна.
Бородин считал себя симфонистом по натуре. Он обладал очень ценным для автора симфонической музыки
Симфонические произведения составляют вместе с оперой «Князь Игорь» основную и важнейшую часть композиторского наследия Бородина. Он основоположник новой традиции в этой области и – наряду с Чайковским – один из создателей русской классической симфонии.
Основные отличительные черты творчества Бородина – это обращение к большим патриотическим темам, воскрешение героических страниц народной истории, утверждение высоких идеалов любви к Родине, стойкости, благородства, нравственного величия, чистоты и цельности чувств. Это и народность музыкального стиля, его глубинная связь с лучшими национальными традициями, его новаторство, подсказанное новизной содержания. К эпосу и истории своей страны обращались наряду с Бородиным едва ли не все русские композиторы 19 века. Но не смотря на это, есть и некоторые различия в содержании музыкальных произведений и в образах «кучкистов»: главной, основной, коренной чертой русского народа выступает у Бородина богатырство, то есть духовная и физическая мощь и великанский размах, тогда как у Мусоргского – это неизбывная сила скорбного терпения и страстного протеста, а у Римского-Корсакова – поэтическая красота души и богатство художественной фантазии народа. Поэтому Бородин вошел в русскую музыку певцом народного эпоса – «новым Баяном». В истории Бородин, в отличие от Мусоргского интересовался не «смутными временами», а такими событиями, в которых народ как целое противостоял внешнему врагу, проявляя богатырскую мощь и патриотизм, свободолюбие и стойкость, широту характера и спокойное величие духа. У многих русских писателей и мыслителей встречается образ русского народа как спящего или пробуждающегося богатыря. Этот образ уходит своими корнями и в далекие мифы древних славян. (Вспомним сказочных русских богатырей Добрыню, Святогора). Образы витязей Бородина всегда добрые, справедливые, бьются «за волю вольную». Их физическая сила всегда одухотворена этической красотой и возвышенностью. Его музыкальные образы обладают огромным обобщающим смыслом, он воскрешает такое очень давнее которое сохранилось неизменным на протяжении многих столетий. Так родились темы Анданте симфонии №1, главная и побочная темы симфонии №2 и «Песнь Баяна», главная тема симфонии №3, «Песня темного леса», народные хоры «Князя Игоря», плач Ярославны и многое другое. В них Бородин обобщил не только характеры, но и ситуации, типичные для многовековой истории русского народа. Поэтому и в наше время идея, да и сама музыка Второй симфонии остается современной.
Круг идей и образов в симфоническом творчестве Бородина примерно тот же, что и в опере «Князь Игорь»: воспевание патриотизма и мужества русского народа, изображение его в борьбе и мирной жизни, а также картины Востока и образы природы, основной характер музыки – мужественный, эпически величавый.
Есть ещё одно отличие симфонического творчества Бородина от симфонического творчества классиков и романтиков: конфликт двух начал (двух образов, двух сфер) редко встречается у Бородина. Классицизм показывал подчинение личного общему в результате их борьбы. Романтики считали их конфликт неразрешимым. Бородин же дает мирное слияние одного и другого. Идея симфонического произведения раскрывается Бородиным в развёртывании и смене ясно очерченных, контрастных музыкальных картин большого масштаба, связанных единством замысла и интонационной общностью. Таким образом, Бородин переносит в симфоническое творчество принципы эпической музыкальной драматургии, воплощённые в операх Глинки и в «Князе Игоре».
Как и другие «кучкисты», Бородин в симфоническом творчестве тяготеет к программности. Но его отличительной особенностью является то, что программные замыслы он воплощает в самом обобщённом виде, не показывая в музыке последовательного хода событий, который складывались бы в определённый сюжет.
В области музыкального языка Бородин отличается смелыми исканиями. Музыкальный язык симфонических произведений Бородина, как и его оперы, отличается своеобразием, свежестью, гармонической красочностью (альтерированные аккорды, красочные последовательности и созвучия, возникшие путём наложения друг на друга самостоятельных мелодических линий и целых аккордов) при прочной связи с народно-песенными истоками: в мелодике широко использованы обороты народно-песенных ладов (лады народной музыки) – дорийский, фригийский, миксолидийский, эолийский; в гармонии – плагальные (субдоминантовые) обороты, соединения побочных ступеней, аккорды из кварт и секунд (возникшие из квартово-секундовых попевок), характерные для народной музыки.