О музыке, что ведет к пониманию бессмертности – в центре программы духовный концерт первого русского европейца в музыке, одного из самых удивительных и романтичных русских композиторов XVIII века Максима Созонтовича Березовского…
Михаил Казиник: «…Какие слова будут в той музыке, которую вам сейчас предстоит спеть? Только об одном – «Не отвержи меня во время старости…». Вы будете петь все время о том, что ужасная вещь – старость; что старость – не оставляйте меня, да постыдитесь, да исчезните все клеветники, да дайте мне старому, немощному и слабому жить спокойно… И всё. Ну, что это за слова? Только лишь о том, что старость – ужасная вещь, что в старости человек не может ничего делать; он уже не такой счастливый, не такой подвижный, не такой влюбленный; он часто думает о смерти…
Но музыка!.. Скажите, говорит ли она о старости? О, нет! Конечно, нет! Эта музыка говорит о вечности! Скажем, старый человек слушает ее, и вдруг, несмотря на то, что ему поют про старость, начинает думать о бессмертии!.. Вот, почему музыка – один из трех главных предметов. Музыка ведет к пониманию бессмертия.
В обычной жизни мы все видим: человек родился – махонький, потом растет, растет, растет, потом взрослеет, а потом стареет, стареет и… уходит. И мы говорим: «Господи, неужели мы все уйдем?! Как это может быть! А я?! Я хочу жить всегда – вечно!». И тут появляется музыка: она словами говорит нам про старость и немощь, и вдруг дает такую энергию вечности, бога и добра, что человек после этой музыки не только не чувствует себя старым, а чувствует себя счастливым. А все потому, что ему рассказали о том, что он – часть гармонии…»
Ритм – равномерное чередование звуков в музыкальном произведении. В музыке за единицу времени считается такт, а задаётся ритм количеством длительностей в такте.
Такт – (от лат. «прикосновение» ) единица музыкального ритма. Обычно ударение или акцент падает на первую долю такта. «Безударные» доли называются слабыми долями такта. В такте, как и в слове, может быть только одно ударение. Всё произведение делится на такты, равные по длительности. На письме отделяются вертикальной чертой, пересекающей нотный стан. Она называется тактовой чертой. А количество долей в такте определяет размер.
Размер – общее число долей в такте. Обозначается в виде дроби в начале нотного текста, сразу после ключа. Числитель показывает количество долей в такте, а знаменатель – каких именно долей. Дирижёр управляет оркестром или хором по тактам: сильная доля отмечается движением руки вниз, а конец такта (слабая доля) – вверх.
Темп (от лат. «время» ) – скорость исполнения музыкального произведения, которая определяется числом приходящихся на единицу времени долей. Существует много темпов (все они носят итальянские названия) , но основных пять: ларго (широко, медленно) , адажио (медленно, но не слишком) , анданте (спокойно) , аллегро (быстро, живо) , престо (очень быстро) . Темп может меняться на протяжении произведения.
Тембр – индивидуальная окраска звука, голоса. Тембр – одна из важнейших характеристик музыкального звука.
Мелодия (греч. «пение» ) – развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одним голосом. Любое музыкальное произведение можно напеть одному человеку. Этот напев и будет мелодией. Высшая точка мелодии называется кульминацией. Выразительный элемент мелодии – это мотив (лат. «Двигаю» )
Полифония (греч. «многочисленный звук или голос» ) – Вид многоголосия, в котором звучит сразу несколько самостоятельных голосов или мелодий.
Гармония (греч. «стройность или согласие» ) – 1.аккорды, сопровождающие мелодию.