Симфония создавалась частями. Все началось с темы, вдохновленной «Болеро» композитора Равеля. Шостакович в 1930-х годах создает наброски, которые впоследствии стали темой первой части Симфонии: вариации в форме пассакальи. Характерные особенности жанра пассакальи - минорный лад, остинатный бас, траурно-торжественное звучание - и обусловило выбор Шостаковича. Говорят, что композитор демонстрировал наброски людям, которые разбираются в музыке, однако публично исполнено это сочинение в те времена не было. После того, как тема была завершена, работа над сочинением остановилась, однако вскоре, уже во время войны, она была возобновлена. Готовый эпизод заменил и тему первой части, и ее разработку.
Вторая и третья части симфонии создавались уже в Ленинграде, охваченном блокадой. Композитора охватывали тревога и волнение, и он стремился закончить свое творение как можно быстрее, несмотря на то, что это давалось ему нелегко. Последняя - четвертая - часть была написана уже в Куйбышеве после эвакуации в конце 1941 года и явило собой торжество добра над злом, вымученную победу, сотни тысяч людских потерь.
Первое исполнениеПремьера симфонии состоялась в 1942 году в городе Куйбышеве, в котором симфония была завершена и была воспринята общественностью крайне положительно. Вскоре симфония зазвучала не только в городах Советского Союза, но и за его границами.
Словно иней,сердобольный смех
Славно валится на...
на...
на РУССКОЕ ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
География подлости
Орфография ненависти
Апология невежества
Мифология оптимизма
Законы гаубицы благонравия
Знатное пиршество благоразумия
Устами ребенка глаголет яма
Устами ребенка глаголет пуля
...вечность пахнет нефтью
...вечность пахнет нефтью
Мастерство быть излишним,подобно мне
Мастерство быть любимым,подобно петле
Мастерство быть глобальным,как печёное яблоко
Искусство вовремя уйти в сторонку
Искусство быть посторонним
Искусство быть посторонним
Новейшее средство для очистки духовок
От задохнувшихся по собственной воле
Новейшее средство для очистки верёвок
От скверного запаха немытых шей
Новейшее средство находить виновных
Новейшее средство находить виновных
Подробности на официальном сайте «Гражданской Обороны» http://www.gr-oborona.ru/texts/1056895472.html#ixzz6bfAj9tZt
композиторы: М.Глинка, М.Мусоргски, Н.Римский-Корсаков, М.Ростропович
исполнители: С.Лемещев, М.Ростропович, С.Рихтер