Шопен великий польский композитор. подобно моцарту и бетховену, он прославился и как гениальный пианист. и в той и в другой области шопен сказал свое слово: обогатил музыку новым содержанием и образами, раскрыл ее новые, неизвестные до того времени выразительные возможности, ввел новые приемы пианистического исполнительства.в отличие от многих своих предшественников и современников шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. он не оставил ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры. исключение составляют несколько камерных сочинений: одно трио (для фортепиано, скрипки и виолончели), соната для виолончели, около двадцати песен. тем более поразительно дарование композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в одной лишь области фортепианной музыки.необычно сложилась и жизнь шопена. поляк по происхождению, горячо любивший родину и преданный ей, он все свои зрелые годы вплоть до смерти провел на чужбине. но это не помешало ему остаться глубоко национальным композитором. подобно великому глинке в музыке, шопен стал основоположником польской классической музыки, создав на основе народных песен и танцев высокохудожественные, неповторимо своеобразные произведения.музыка шопена признана была гениальной еще при жизни композитора. в наши дни произведения шопена являются неотъемлемой частью концертных, учебных, конкурсных программ. немало пианистов советской страны завоевали мировое признание замечательным исполнением произведений шопена (софроницкий, нейгауз, рихтер).начиная с 1927 года в варшаве регулярно устраиваются конкурсы имени шопена. первой премии на первом конкурсе был удостоен советский пианист лев оборин.детство и юные годы детство и годы учения. фридерик шопен родился (согласно официальным документам) 22 февраля 1810 года в недалеко от варшавы, столицы польши, местечке желязова воля. сам композитор, однако, считал датой своего рождения 1 марта, что подтверждала и его мать.
Симфонии Гайдна, как правило, содержат типичные четыре части (allegro, andante, менуэт и финал), хотя порой композитор увеличивал число частей до пяти (симфонии "Полдень", "Прощальная") или ограничивался тремя (в самых первых симфониях). Иногда ради достижения особого настроения он изменял обычную последовательность частей (симфония №49 начинается скорбным adagio). Все симфонии Гайдна непрограммны, они не имеют какого-то определённого сюжета. Исключение составляют три ранние симфонии, названные самим композитором "Утро", "Полдень", "Вечер" (№№ 6, 7, 8). Все другие названия, данные симфониям Гайдна, принадлежат слушателям. В зрелых симфониях Гайдна устанавливается классический состав оркестра, включающий все группы инструментов - струнные, деревянные и медные духовые, ударные.