ответ: liltril
Объяснение: Узбекская народная необрядовая песня в отличие от обрядовой не привязана к определенному обычаю, традиции, празднику или другому знаменательному дню. Но такая песня занимает значительное место в жизни и быту узбеков. К ней относятся трудовые, бытовые, любовные, колыбельные песни, песни – размышления. Все они могут быть представлены в лирическом, гражданском, философском или юмористическом наполнении. В Ферганской долине широко рас стиль «Катта ашула» («Большая песня»), когда сольные или хоровые песни исполняются без музыкального сопровождения. А женщины исполняют песни, лапары, ялла в сопровождении дойры. В Бухаре популярны народные песни – мавриги – занимательные сольные и хоровые песни. В Хорезме популярен стиль «халфачилик» («песни мастеровых»), «достончилик» («эпические»), «айтишув» («проговариваемые»). Песни исполняются сольно или хором в сопровождении тара, гармони и дойры или без них. В Сурхандарье и Кашкадарье популярно традиционное пение бахши или исполнение мелодий на чанковузе. В Ташкенте исполняют народные песни под аккомпанемент ударов пальцами по тарелочке и в сопровождении музыкальных инструментов. Сольное или хоровое пение сопровождалось исполнением музыки на дутаре, танбуре и дойре.
Большое количество трудовых песен принадлежит единому труду человека и животного. Оба они равны между собой, общаются друг другу:
Ты давай мне молока полными ведерками,
Лишь бы ручки не рвались да пиалы звякали,
Полотняных два мешка было катыка.
Пусть чабан тебя пасет, где только захочет он,
Да на шею принесет звонких колокольчиков.
Лишь текла бы молока белая река.
Я ведерко понесу твоему ребеночку,
Привяжу его внизу желтому теленочку.
Не жалей мне молока – напою телка!
Мне в ответ мычит: «Бери – бери, добрая хозяюшка.
Только хлев почисть внутри, чтоб играла кровушка,
А уж пестрые бока дадут всем молока!».
Нет, не зря вокруг меня вся родня заахала:
От пеструшки молоко – слаще даже сахара!
Суырыпсалмалық - белгілі бір тақырыпқа колма-қол өлең шығарушылық өнер. Суырыпсалмалық дәстүрін ұстану бізде айтыс өлеңдеріне байланысты туып өркен жайған. Ақын болып танылу айтыспен егіз, екеуі қатар дамыған, бірінсіз бірі жоқ. Бұл халқымыздың тұрақты ба мектебі жоқ көшпелі өміріне сәйкес орнығып қалыптасқан. Қалыпты театры болмаған елде Суырыпсалмалық айтыс ақындарының бас қосып, шаршы топ алдында сөз бәсекесіне, өлең жарысына түсуі көпшіліктің театр іспеттес көңіл көтерер сауығына, тамашасына айналған. Мұның небір тамаша үлгілері: тапқырлық пен аталы сөздің кисыны мол керкемдіктің ғажайып түрлері осы Суырыпсалмалық өлеңдерден ұшырасады. Суырыпсалмалық өнердің биік шыңы айтыс қарақалпақ, қырғыз елдерінде де сақталган, алайда бұл өнер бізде өзінің шыркау шегіне жеткен. Бұған дәлел ретінде "Біржан мен Сара", "Әсет пен Ырысжан", "Молда Мцса мен Манат қыз", т.б. айтыстарын айта аламыз. Бұларда халықтық этикасы мен эстетикалық талап талғамдары да кең көрініс тапқан.[1]