Соль минор (g-moll) считается тональностью, с которой Вольфганг Амадей Моцарт наилучшим образом выражал грусть и трагедию[1].
Множество моцартовских минорных произведений написано именно в соль миноре. Хотя в своих симфониях Моцарт использовал различные минорные тональности, но соль минор — единственная минорная тональность, которую он использовал в качестве основной для своих симфоний, имеющих номер. В классический период симфонии в соль миноре почти всегда использовали четыре валторны, две в G (соль) и две в B (си-бемоле) альтовые[2].
Другая особенность соль-минорных симфоний, наблюдаемая в его симфониях № 25 и № 40 - это выбор субдоминанты параллельной тональности (B-dur), Ми-бемоль мажора, для медленной части. Другие немоцартовские примеры этой практики включают Иоганна Кристиана Баха Opus 6 № 17 от 1769 года, симфонию № 39[en] Гайдна (1768/69) и соль-минорную симфонию Яна Крштитела Ваньхаля, написанную примерно в 1771 году (Брайан Gm1)[3].
Отдельные фрагменты сочинений Моцарта в этой тональности также могут вызывать атмосферу великой трагедии. Одним из примеров подобного является бушующая соль-минорная средняя часть, служащая контрастом к безмятежной си-бемоль мажорной медленной в Концерте для фортепиано с оркестром № 20.
соль мажор: т53 соль-си-ре т6 си ре соль с53 до-ми-соль с6 ми-соль-до т64 ре-соль-си д7 ре-фа#-ля-до т3 соль(3р)-си
ре мажор: т53 ре-фа#-ля т6 фа#-ля-ре с53 соль-си-ре с6 си-ре-соль т64 ля-ре-фа# д7 ля-до#-ми-соль т3 ре(3р)-фа#
до мажор: т53 до-ми-соль т6 ми-соль-до с53 фа-ля-до с6 ля-до-фа т64 соль-до-ми д7 соль-си-ре-фа т3 до(3р)-ми