До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы. Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д'Ареццо первой половины XI века, который начал записывать ноты на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи и т. д.), и в современном виде она существует с XVII века. Около 1700 года немецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер предложил логарифмически равномерную двенадцатитоновую музыкальную шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответствии с ней.[источник не указан 537 дней]
Во времена зарождения нотной записи с нот могли быть зафиксированы только высоты звуков, но не ритм; в периоды ранней мензуральной (XIII век), «чёрной» мензуральной (XIV век) и «белой» мензуральной (XV, XVI века) нотаций развивалась в основном эта составляющая записи музыки.
описпние
надеюсь
Каждое музыкальное произведение отличается определенным набором характеристик. Эти характеристики музыканты называют элементами музыкальной речи. Содержание пьес передается разными элементами музыкальной речи, создающими определенный образ.
Главным средством музыкальной выразительности является мелодия. Именно с мелодии начинается музыка как особое искусство: первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В мелодии – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья. У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия». Там, где обычный слух улавливает мелодию лишь в звучаниях, великий поэт видит силу, которая является самым ярким человеческим чувством. Мелодия – «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво…», - писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А.Серов. «Вся прелесть музыки – в мелодии», - говорил И.Гайдн. «Без мелодии музыка немыслима», - слова Р.Вагнера.
Разберемся с этим выразительным средством конкретнее. Мелодия – основа музыкального произведения, развитая, законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения.
Греческое слово «melodia» означает «пение песни», так как происходит от двух корней: melos (песнь) и ode (пение). Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии.
Анализ речи человека дает представление о ее строении: звуки объединяются в слова, слова – во фразы, фразы - в предложения. Похожее строение имеет и мелодия. Самая маленькой частью мелодии является мотив - короткая законченная музыкальная мысль.
Мотивы объединяются в музыкальные фразы, а фразы - в музыкальные предложения. Каждая мелодия имеет свой музыкальный рисунок, который называется мелодической линией. Несмотря на небольшой размер, мелодия вмещает в себя все составляющие драматургического развития: начало (рождение основного мотива), развитие, кульминация и заключение.
Проанализируем пьесу А.Г.Рубинштейна, которая так и называется «Мелодия».
Записывать музыку в виде набора специальных знаков люди начали много веков назад. Практически у каждой древней цивилизации имелся для этого свой собственный К примеру, сохранились древнеегипетские и вавилонские манускрипты с инструкциями по настройке музыкальных инструментов, а также о игры на них. Однако по этим артефактам практически невозможно составить полную картину о системе записи музыкальных произведений в тот исторический период. Слишком отрывочны сохранившиеся сведения.
Вложили свою лепту в создание нотной грамоты и древние греки. В частности Пифагор всерьёз интересовался математической природой музыкальной гармонии. Не оставил он без внимания и музыкальную шкалу. В своих работах древнегреческий философ упоминал об отношении длины струны к высоте ноты, которую она издаёт. Он знал, что если уменьшить длину струны ровно в два раза, то полученный звук будет выше на одну октаву.
Первое, целиком записанное музыкальное произведение, тоже относится к древнегреческому периоду. «Эпитафия Сейкилосу» – под таким названием древняя музыка дошла до нашей эпохи – было обнаружено в гробнице на территории современной Турции и датируется I веком. Правда на тот момент запись делалась который был совершенно непохож на современный.
Прототипом той музыкальной шкалы, которая используется сейчас, была нотная запись, придуманная в Византии. В её основе лежала высота тона, а каждая последующая нота должна была быть выше или ниже записанной перед ней.
Параллельно византийской методике использовалась схема, которую придумал в VI веке один из философов Древнего Рима – Боэций. По имеющимся сведениям именно он первым предложил называть ноты буквенными обозначениями. Конечно, это были не привычные сейчас «до, ре, ми…», а латинские буквы A, B, C, D, E, F и G. Однако развивалась система музыкального письма отнюдь не благодаря философам. Основной вклад в это дело внесла церковь.
В период с 590 по 604 год главой церкви был Григорий Великий. Тогда музыкальные тексты в основном были предназначены для церковного хорового пения, получившего в честь Папы название «Григорианский напев». И чтобы религиозные гимны звучали везде одинаково, ноты записывались прямо в тексте – над пропеваемым словом или слогом. По таким записям можно было понять, как текущая нота должна звучать по отношению к предшествующей. Этого было на тот момент достаточно. Систему же обозначения высоты нот людям предстояло еще разработать.