Эпоха Возрождения последовала за Средневековьем; за ее начало принято считать XIV век. Если точнее, то XIV век принято считать началом Возрождения в Италии, так как именно в этой стране впервые возникла характерная для этой эпохи культура. В других странах эпоха Возрождения началась позднее. Точно так же принято считать конец эпохи Возрождения индивидуально для разных стран. Если в Италии Возрождение началось в XIV веке и окончательно утвердилось в 1420-х годах, то во Франции оно началось только в XV веке.
Культура эпохи Возрождения резко отличалась от средневековой тем, что если в средневековой культуре центром мироздания был Бог и религиозные догматы, то в эпоху Возрождения в центр мироздания был поставлен человек и деятельность человека. Это роднит культуру эпохи Возрождения с культурой Древнего мира, откуда и происходит её название: древняя культура как бы возродилась.
Крупными культурными деятелями Итальянского Возрождения являются художник и скульптор Микеланджело и универсалист Леонардо да Винчи, который был и художником, и изобретателем, и ученым. Среди других важнейших ученых и изобретателей эпохи были первопечатник Гутенберг и астроном Коперник.
Культурные перемены сопровождались и социальными переменами. Средневековое общество было обществом, в котором правило сословие феодалов при поддержке сословия духовенства; с Возрождением начинается расцвет третьего сословия - купцов, горожан, на основе этого сословия сформировалась первая торгово-промышленная буржуазия. Горожане стали сильнейшими союзниками королей в борьбе против феодалов, и по формированию централизованных национальных государств и абсолютной монархии. Эти новые национальные государства стали крупными морскими державами, совершали географические открытия, колонизировали земли за пределами Европы и покоряли менее развитые народы.
1.Поэтому не случайно слово «гармония» (греческое слово harmonia переводится как созвучие, стройность, соразмерность), включающее в себя все эти значения, в музыке относится к выражению ее коренного и основного свойства - благозвучия. Благозвучие как порядок в царстве звуков, стройность в распределении интервалов, аккордов, ладов и их последований - это и есть музыкальная гармония: не универсальная «гармония мира», а гармония как искусство музыкальной красоты. 2.В музыкальных сказках гармония часто становится важнее мелодии. Но не только сказочные образы доступны гармонии. Вспомните, как в прелюдии Шопена гармония выражает тончайшие смены настроения. Гармония может быть задумчивой, а может быть озорной. Интересно, неожиданно и разнообразно использует гармонию Прокофьев в цикле фортепианных пьес с необычным названием «Мимолётности». Вот фрагменты двух пьес этого цикла — первой и пятнадцатой. 3.Диссонанс — «колючее», неприятное на слух созвучие, обладающее, тем не менее, своеобразной яркой выразительностью. Основу диссонансов составляют секунды, септимы и тритоны.Консонанс — спокойное, приятное на слух созвучие, основанное на терциях, квинтах, октавах. Консонансы хороши в тихой, спокойной музыке, но в драматических или комических образах одними консонансами не обойтись.Кластер — гармоническое «шумовое пятно», образованное одновременным звучанием нескольких соседних звуков. 4.Прокофьев — композитор ХХ века. В начале ХХ века произошла «революция» выразительных средств в музыке. И Прокофьев был одним из первых «музыкальных революционеров». Вы, наверно, заметили, что его музыка очень отличается от наших предыдущих примеров из музыки XVIII и XIX веков. Композиторы ХХ века стали смелее использовать диссонансы и другие необычные средства музыкальной выразительности — например, кластеры (от английского «cluster» — «гроздь»). Опустите ладонь на клавиатуру и послушайте гармоническое пятно, звучащее под ладонью. Это и есть кластер. Он немножко похож на шумовой звук ударного инструмента. Но это тоже гармония! 5.Вслушаемся в звучание Прелюдии до мажор. Отчего ее музыка кажется такой светлой, такой умиротворенной, отрешенной от всего мелкого, суетного? Наверное, прежде всего этому характер музыкального течения: негромкий, неторопливый, не содержащий никаких срывов и неожиданностей. Ничто в прелюдии не меняет первоначально избранного движения - ни ритм, равномерно пульсирующий от начала до конца произведения, ни фактура, столь же неуклонно «распевающая» каждый аккорд по звукам ... И лишь гармония бесконечно колеблется, мерцает, оборачиваясь то мажорными, то минорными созвучиями, то чуть омрачаясь неустойчивыми аккордами, то вновь умиротворяясь. В этих чуть уловимых мерцаниях, в этой игре созвучий со всей очевидностью обнаруживает себя движущая сила гармонии, построенная на противоположности светлого и затемненного, зыбкого и твердого, печального и радостного.
Эпоха Возрождения последовала за Средневековьем; за ее начало принято считать XIV век. Если точнее, то XIV век принято считать началом Возрождения в Италии, так как именно в этой стране впервые возникла характерная для этой эпохи культура. В других странах эпоха Возрождения началась позднее. Точно так же принято считать конец эпохи Возрождения индивидуально для разных стран. Если в Италии Возрождение началось в XIV веке и окончательно утвердилось в 1420-х годах, то во Франции оно началось только в XV веке.
Культура эпохи Возрождения резко отличалась от средневековой тем, что если в средневековой культуре центром мироздания был Бог и религиозные догматы, то в эпоху Возрождения в центр мироздания был поставлен человек и деятельность человека. Это роднит культуру эпохи Возрождения с культурой Древнего мира, откуда и происходит её название: древняя культура как бы возродилась.
Крупными культурными деятелями Итальянского Возрождения являются художник и скульптор Микеланджело и универсалист Леонардо да Винчи, который был и художником, и изобретателем, и ученым. Среди других важнейших ученых и изобретателей эпохи были первопечатник Гутенберг и астроном Коперник.
Культурные перемены сопровождались и социальными переменами. Средневековое общество было обществом, в котором правило сословие феодалов при поддержке сословия духовенства; с Возрождением начинается расцвет третьего сословия - купцов, горожан, на основе этого сословия сформировалась первая торгово-промышленная буржуазия. Горожане стали сильнейшими союзниками королей в борьбе против феодалов, и по формированию централизованных национальных государств и абсолютной монархии. Эти новые национальные государства стали крупными морскими державами, совершали географические открытия, колонизировали земли за пределами Европы и покоряли менее развитые народы.