Название этого трезвучия связано с тем, что между его крайними звуками — уменьшенная квинта. Строится уменьшенное трезвучие на тех же ступенях, что и тритон уменьшенная квинта:
в натуральном мажоре — на VII ступени,
в гармоническом мажоре — на VII и II ступенях,
в натуральном миноре — на II ступени,
в гармоническом миноре — на II и VII ступенях.
Разрешается встречным движением голосов в терцию. При этом существуют разные удвоения одного из звуков терции. Мы рассматриваем вариант удвоения нижнего звука:
Для построения уменьшенного трезвучия от звука необходимо построить две малые терции, при этом между крайними звуками образуется уменьшенная квинта.
Пример от звука ре:
Далее надо "вычислить " тональности мажора и минора, где этот звук является VII и II ступенями: ми-бемоль мажор (натуральный), ми-бемоль минор (гармонический), до мажор (гармонический), до минор (натуральный). Затем надо разрешить уменьшенное трезвучие в каждую из этих тональностей:
В классической музыке уменьшенное трезвучие применяется чаще не в основном виде, а в виде секстаккорда.
Как нотки себя украшали
Когда мальчик проснулся на следующий день, ярко светило солнышко.
— Ура, сегодня мне можно погулять, и мы с нотками запишем песенку солнышка, — обрадовался мальчик.
Он быстро собрался на прогулку, но увидел, что грустные нотки не хотят никуда лететь.
— Что случилось? — удивился мальчик. — Вам не нравится солнышко?
Нотки молчали, а маэстро Скрипичный ключ встрсво-жснно объяснил:
— Эти непоседы уже успели утром полетать и поиграть с солнечными лучами, а потом вернулись и с тех пор сидят грустные и молчат.
— Потки расскажите, что случилось, — попросил мальчик. — Маэстро Скрипичный ключ вам
— Пет, не Я утром играла с солнечным зайчиком. Он прыгал с капельки росы на листок, с листка на цветок, с цветка на траву. Он прыгал и звучал то чуть повыше, то чуть пониже. А я звучу всегда одинаково и не смогла петь его песенку нота До.
— Маэстро Скрипичный ключ велел каждой из нас изображать звук только одной высоты, — пропищала нота Си
— Он велел мне всегда сидеть на одном месте в нотном станс. Нельзя повыше подняться или пониже спуститься. Это так скучно, — вздохнула нотка Ре.
— Да, нам скучно и трудно сидеть неподвижно! — зашумели остальные ноты.
— Значит, это я во всем виноват? — хитро улыбаясь, спросил маэстро Скрипичный ключ и достал из кармана множество забавных значков.
— Ой, что это? — заволновались нотки.
— Это три чудесных медальончика: Диез, Бемоль и Бекар. Каждая из вас получит такие медальончики. Когда захотите подняться вверх на полтона, украсьте себя Диезом. Захотите спуститься вниз на полтона, украсьте себя Бемолем; а чтобы вернуться обратно, используйте Бекар, — объяснил добродушно Скрипичный ключ.
Потки разобрали все медальончики и принялись их разглядывать.
— Смотрите, Диез похож на лесенку, значит, по нему можно подняться на полтона вверх, как по лесенке, — объявила нота Ля.
— А Бемоль похож на парашют, значит, на нем можно спуститься на полтона вниз, как на парашюте, — обрадовалась нота Соль.
Потки развеселились и тут же начали украшать себя, пищать, толкаться, свистеть. Поднялся ужасный шум.
— Потки, нельзя использовать Диез, Бемоль и Бекар просто так, — остановил их маэстро. — Они нужны вам, чтобы вы могли красиво и слаженно звучать.
— Да, полетели к солнышку, мы споем искристую песенку солнышка, — весело защебетали нотки и отправились на прогулку вместе с мальчиком.
Мальчик бегал по лугу наперегонки с солнечными зайчиками, а нотки летали и кружились вместе с ними. Они сверкали в солнечных лучах и пели слаженно, радостно и красиво. Солнечные зайчики прыгали с капелек росы на листочки, с листочков на цветочки, с цветочков на травинки: вверх, вниз, вверх, вниз. Он прыгали и звучали то на полтона выше, то на полтона ниже. Потки доставали свои чудесные медальончики Диез, Бемоль и Бекар и пели вместе с солнечными зайчиками: то повыше, то пониже.
Вечером маэстро Скрипичный ключ ноткам записать песенку солнышка в нотную тетрадь, и у мальчика появилась еще одна звонкая мелодия.
Вот
Объяснение:
В 1975 году во Фрунзе состоялся республиканский конкурс, посвященный 30-летию Победы, в котором приняли участие многие кыргызские композиторы-мелодисты. Однако первую премию получил молодой еще никому не известный автор Сталбек Бактыгулов – учащийся третьего курса музыкального училища им. М. Куренкеева. В то время юноше было немногим более двадцати лет.
Сейчас Бактыгулов является признанным в республике композитором, автором многочисленных сочинений. Его музыке присуща эмоциональная насыщенность, сочетающаяся с острой импульсивностью и динамичностью. Есть в ней и прекрасные лирические страницы. Вместе с тем, молодой музыкант выступает также как поэт и прозаик