Нона (9) – это октава + секунда (8+2). И так как секунда может быть малой или большой, то нона тоже бывает в разновидностях. Например: ДО-РЕ (все через октаву) – это большая нона, так как к чистой октаве мы прибавили большую секунду, а ноты ДО и РЕ-БЕМОЛЬ, соответственно, образуют малую нону.
Децима (10) – это октава и терция (8+3). Децима также может быть большой и малой в зависимости от того, какую терцию прибавили к октаве. Например: РЕ-ФА – малая децима, РЕ и ФА-ДИЕЗ – большая.
Ундецима(11) – это октава + кварта (8+4). Кварта чаще всего бывает чистой, поэтому ундецима тоже чистая. При желании можно, конечно, сделать и уменьшенную, и увеличенную ундециму. Например: ДО-ФА – чистая, ДО и ФА-ДИЕЗ – увеличенная, ДО и ФА-БЕМОЛЬ – уменьшенная ундецима. Примеры чистых ундецим от всех «белых клавиш»:
Дуодецима (12) – это октава + квинта (8+5). Дуодецимы чаще чистые. Примеры:
Терцдецима (13) – это октава + секста (8+6). Так как сексты существуют большие и малые, то и терцдецимы бывают точно такие же. Например: РЕ-СИ – большая терцдецима, а МИ-ДО –малая.
Квартдецима (14) – это октава и септима (8+7). Аналогично – есть большие и малые.
квинтдецима (15) – это две октавы, октава + еще одна октава (8+8).
Любовь чехов к музыке известна с давних времен. Освободительное гуситское движение XV в. породило боевые песни-гимны; в XVIII столетии чешские композиторы внесли весомый вклад в развитие классической музыки Западной Европы. Домашнее музицирование — сольная скрипичная и ансамблевая игра — стало характерным признаком быта простого народа. Любили музыку и в семье отца Сметаны, пивовара по профессии. С 5 лет будущий композитор играл на скрипке, а в 6 публично выступил как пианист. В школьные годы мальчик с увлечением играет в оркестре, начинает сочинять. Свое музыкально-теоретическое образование Сметана завершает в Пражской консерватории под руководством И. Прокша, одновременно он совершенствуется в игре на фортепиано.Многосторонняя деятельность Б. Сметаны была подчинена единой цели — созданию профессиональной чешской музыки. Выдающийся композитор, дирижер, педагог, пианист, критик, музыкально-общественный деятель, Сметана выступил в то время, когда чешский народ осознал себя нацией со своей собственной, самобытной культурой, активно противостоящей господству Австрии в политической и духовной сфере.
1. Набег западно-европейских воинов, 10 мин Ливонско-Псковское пограничье. Звучит спокойная умиротворяющая музыка. На поле стоят несколько стогов сена, несколько сельских жителей – девушки и парни в средневековых крестьянских одеждах собирают еще один стог. Ведущий рассказывает о тревожных буднях Северо-Западных пограничных земель Руси Пскова и Новгорода, испытывающих постоянные опустошительные набеги то ливонских немцев и чуди, то шведов, то языческой литвы и вынужденных наносить ответные удары врагу. Резко раздаются трубные звуки, звучит тревожная музыка. Показался конный разъезд ливонских рыцарей в сопровождении нескольких пеших сержантов и лучников, некоторые несут чадящие факелы. Основное пешее войско строем медленно выдвигается с немецкой стороны, становится на краю поля. Крестьяне с криками и визгом бросаются врассыпную, пытаясь убежать в направлении русской стороны. Всадники поднимают коней в галоп, догоняют бегущих, отсекая им путь к бегству. Сержанты хватают пленников, вяжут веревками. Один из всадников перекидывает девушку поперек седла и мчит в свою сторону. Кто-то из крестьян отбивается оглоблей от наседающих пехотинцев, кто-падает. Вспыхивают две копны, подожженные факельщиками, к небу поднимается черный дым. Сержанты под руководством рыцаря строят полон в цепочку, связанную веревкой и направляются к немецкой стороне.
2. Конный бой, 10 мин. Резко звучат боевые трубы, а за ними – русская тема. С русской стороны появляется дружина – 5 конников, за ними пешая рать, которая на ходу перестраивается в два крыла – правой и левой руки. Ведущий коментирует. На требование освободить полон немцы отвечают отказом, предлагая равный рыцарский конный копейный бой 5Х5. Выигравшая сторона получает полон. Всадники – русские и немцы разбиваютя на пары, выстраиваются в две шеренги – каждый напротив своего противника. Герольд (он же ведущий) последовательно называет имена и титулы бойцов, каждый из представляемых бойцов выезжает вперед и поднимает руку с копьем. Начинаются сшибки – одна пара за другой. Под громкие крики войск из седел вылетают два немца и два русских. Последняя пара – командиры отрядов сталкиваются наиболее ожесточенно – оба удерживаются в седлах, но у русского ломается копье (для ломающегося копья есть специальная вставка из бальзы). Герольд объявляет, что по рыцарским правилам из двух равных по силе турнирных бойцов победителем является тот, кто ломает свое копье о щит или шлем противника – это свидетельствует о большей силе его удара. Однако командир ливонцев отказывается подчиниться и, не желая отдавать добычу, призывает войска к битве. Источник; http://schaste.ucoz.ru/
9 – нона (интервал в 9 ступеней) 10 – децима (10 ступеней) 11 – ундецима (11 ступеней) 12 – дуодецима (12 ступеней) 13 – терцдецима (13 ступеней) 14 – квартдецима (14 ступеней) 15 – квинтдецима (15 ступеней)
Объяснение:
Нона (9) – это октава + секунда (8+2). И так как секунда может быть малой или большой, то нона тоже бывает в разновидностях. Например: ДО-РЕ (все через октаву) – это большая нона, так как к чистой октаве мы прибавили большую секунду, а ноты ДО и РЕ-БЕМОЛЬ, соответственно, образуют малую нону.
Децима (10) – это октава и терция (8+3). Децима также может быть большой и малой в зависимости от того, какую терцию прибавили к октаве. Например: РЕ-ФА – малая децима, РЕ и ФА-ДИЕЗ – большая.
Ундецима(11) – это октава + кварта (8+4). Кварта чаще всего бывает чистой, поэтому ундецима тоже чистая. При желании можно, конечно, сделать и уменьшенную, и увеличенную ундециму. Например: ДО-ФА – чистая, ДО и ФА-ДИЕЗ – увеличенная, ДО и ФА-БЕМОЛЬ – уменьшенная ундецима. Примеры чистых ундецим от всех «белых клавиш»:
Дуодецима (12) – это октава + квинта (8+5). Дуодецимы чаще чистые. Примеры:
Терцдецима (13) – это октава + секста (8+6). Так как сексты существуют большие и малые, то и терцдецимы бывают точно такие же. Например: РЕ-СИ – большая терцдецима, а МИ-ДО –малая.
Квартдецима (14) – это октава и септима (8+7). Аналогично – есть большие и малые.
квинтдецима (15) – это две октавы, октава + еще одна октава (8+8).