подготовила
учитель музыки:
щукина л.н.
г. удомля2015г.
тема урока: «портрет в музыке и живописи». «картинная галерея».
цель: развитие общих музыкальных способностей учащихся, образного, ассоциативного мышления, творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.
урока:
направить учащихся на осмысление музыкальных образов в произведениях
м. и. глинки, п.и. чайковского, с.с. прокофьева;
развивать образное восприятие и самостоятельность мышления; формировать готовность строить логическое рассуждение и делать выводы; развивать вокально-хоровые навыки выразительного творческого исполнения.тип урока: расширение и углубление темы.
планируемые результаты изучения:
понимать взаимодействие музыки с другими искусства. воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.
необходимое оборудование и материалы:
компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
музыкальный материал:
м. глинка, ст. а.с. пушкина. «я помню чудное мгновенье». м. глинка. «вальс-фантазия». «вальс» из п.и. чайковского «спящая красавица», «вальс» из с.с. прокофьева «золушка».
художественный материал:
владимир боровиковский «портрет м. лопухиной», петр соколов «портрет жены художника юлии соколовой», п. орлов «женщина в сиреневом платье»
ход урока.
i. организационная часть.
музыкальное .
ii. основная часть.
повторить основные моменты предыдущего урока. ответить на вопросы: о каком жанре вокальной музыке мы говорили на прошлом уроке? что такое романс? что такое музыкальный образ? какой музыкальный образ мы разбирали на прошлом уроке? о творчестве какого композитора шла речь? назовите произведения о которых шла речь на прошлом уроке. кому были посвящены эти произведения?
1. актуализация знаний.
(слайд 3)
любите живопись, поэты!
лишь ей, единственной, дано
души изменчивой приметы
переносить на полотно.
николай заболоцкий.
как вы думаете, о каком жанре изобразительного искусства сегодня пойдет речь?
о портрете.
а как вы думаете, какое еще искусство может нарисовать портрет?
2. формулирование темы урока.
- сформулируйте, , тему урока.
- (слайд 4) тема сегодняшнего урока: «портрет в музыке и живописи».
планирование деятельности.
- давайте составим план, работы на уроке. прочитайте, что получилось. (слайд 5) в конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
послушать произведение м. глинки «вальс-фантазия» и определить средства музыкальной выразительности, которые использует композитор в произведении; послушать знакомые вальсы, сравнить и охарактеризовать их; рассмотреть женские портреты художников, современникова. пушкина и м. глинки.
3. работа над новым материалом.
- (слайд 6) слушание романса м. глинки «я помню чудное мгновенье», «вальса-фантазии».вспомните, кому м. глинка посвятил эти произведения?
(ответы уч-ся) - екатерины ермолаевны керн.
- эти произведения автобиографичны, они отражают жизненные события самого композитора. музыка в произведениях звучит как взволнованная речь. интонации «вопросов» и «ответов» делают музыку необычайно выразительной, говорящей. музыка раскрывает не только образ самого композитора, но и образ той, кому посвящены эти произведения.
сегодня мы обратимся к знакомым вальсам и попробуем дать характеристику каждому из них.
слушание и беседа по характеру.
(слайд 7) с. прокофьев «вальс» из «золушка»
(слайд 8) п. чайковский «вальс» из «спящая красавица»
(слайд 9) ф. шопен «вальс»
(ответы уч-ся)
(слайд 10)
от красок шумно и светло,
картины воздух обступили,
я музыку сюда бы ввёл,
чтобы они заговорили.
с. тюрин
рассмотреть репродукции картин. (слайд 11,12,13)
iv. подведение итогов.
- что самое главное необходимо запомнить с урока?
(ответы уч-ся)
-посмотрите на план. все ли мы успели сделать?
как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).
от ре диеза:
ре диез, фа диез, ля диез (минорное) М53
фа диез, ля диез, ре диез (минорный секстаккорд) М6
ля диез, ре диез, фа диез (минорный квартсекстаккорд) М64
ре диез, фа дубль диез, ля диез (мажорное) Б53
фа дубль диез, ля диез, ре диез (мажорный секстаккорд) Б6
ля диез, ре диез, фа дубль диез (мажорный квартсекстаккорд) Б64
еще есть уменьшенное и увеличенное, но там обращений нет, поэтому если надо-я напишу, обращайся
от ля бемоль:
ля бемоль, до, ми бемоль, соль бемоль (доменантовый септаккорд) D7
ля бемоль, си бемоль, ре, фа (секунд аккорд) D2
ля бемоль, до бемоль,ре бемоль, фа (квинт секст аккорд) D65
ля бемоль, до бемоль, ре, фа бемоль (терц кварт аккорд) D43
ля бемоль, до бемоль, ми дубль бемоль, соль дубль бемоль (уменьшенный септаккорд) ум 7
ля бемоль, до бемоль, ми дубль бемоль, соль бемоль (малый септаккорд) м7
надеюсь