Присоединение Кыргызстана к России имело большое значение не только для внутриполитического, экономического и социального развития кыргызского общества, но и прогрессивным изменениям в его культуре.
Кыргызская национальная культура (устная народная поэзия, декоративно-прикладное, изобразительное, музыкальное творчество и т.д.), веками развивавшаяся в условиях кочевого быта, многим обязана фольклору. Уникальнейшим памятником устного народного творчества кыргызов стал героический эпос “Манас“, рассказывающий о борьбе кыргызов во главе с легендарным Манасом за свою независимость.
Выдающиеся манасчи. “Манас“, зародившийся еще в седой древности, до наших дней сохранили и донесли, передавая его из уст в уста, из поколения в поколение, сказители эпоса — манасчи, которые на протяжении многовековой истории обогащали содержание эпоса новыми картинами, фрагментами, эпизодами. Среди них такие знаменитые в кыргызском народе манасчи, как Келдибек, Бекмурат (Балык), Тыныбек, Чоюке, Сагымбай, Саякбай.
Это были великие сказители, обладающие широким кругозором, исключительным даром актерского мастерства и фантазии, феноменальной памятью, остро чувствующие психологию слушателей. Только такие незаурядные личности могли непрерывно в течение многих часов приковывать к себе внимание огромной аудитории слушателей и своим особым речитативом, эмоциями, пластикой движений и жестов заставлять их переживать вместе с собой радость побед и горечь поражений любимых народных героев. По словам очевидцев, когда прославленный манасчи Тыныбек рассказывал эпос “Манас”, то людям казалось, что они действительно слышат раскаты грома, дробь барабанов, воочию видят, как гордо выступает в поход Манас со своими сорока витязями, все перипетии его сражения с заклятым врагом Конурбаем или как прославленный Кошой побеждает Джолоя.
Благодаря им, манасчи, эпос и сегодня питает народ духовной силой, учит и воспитывает в людях свободолюбие, человечность, любовь к Родине.
В XIX веке наряду с “Манасом” у кыргызов широко бытовали и получили дальнейшее развитие малые народные эпосы, такие, как “Эр Тоштюк”, “Коджожаш”, “Жаныш Байыш”, “Эр Табылды”, “Жаныл Мырза” и другие, главной темой которых также была борьба с иноземными захватчиками.
Поэзия акынов. В этот период расцветает искусство акынов — певцов-импровизаторов, демонстрировавших свое мастерство на состязаниях — айтышах. Талантливые акыны Женжок, Токтогул, Эшмамбет, Барпы создали прекрасные, глубоко содержательные произведения, отражающие жизненные проблемы народа, его бесправное положение, мечты и надежды на хорошую долю.
Появляется целая плеяда акынов-мыслителей, в произведениях которых делается попытка осмыслить и четко отобразить современную им жизнь, художественно представить будущее. Среди них Калыгул с его поэмой “Акыр заман” (“Конец мира”) и Арстанбек с произведением “Тар заман” (“Трудные времена”). Эти акыны пророчествовали в своих стихах о больших изменениях в жизни народа, причем предрекали ему немало бед и испытаний. Жизнь, к сожалению, подтвердила их. Поэтому люди называли их акынами-провид цами, заманистами (от слова заман — время).
Лирические песни отображают чувства, переживания, эмоции героя. В исторических - показаны реальные исторические события в народно-поэтической обработке. Особенности лирических песен таковы: они медленные, протяжные. Для них характерна народная символика, параллелизм, повторы, постоянные эпитеты. Чаще всего в лирических песнях рассказывалось о грустных переживаниях, о неразделенной любви, о невозможности соединения двух любящих сердец.
В исторических песнях рассказывается об определенных исторических событиях, но не просто о событиях, а о переживаниях людей, свидетелей или участников этих событий. По форме эти песни близки к лирическим. В них часто встречаются образы лирических песен, общие для народной песни эпитеты, сравнения, запевы.
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко входит в очень важный и символичный период своей истории: через пять лет он отметит свой 100-летний юбилей. Мы надеемся, что наш театр, рожденный как театр новой эстетики, сценического и музыкального эксперимента, и сегодня остается таким же молодым, смелым, ищущим. Нужна была смелость, чтобы обратиться с о постановках в театре к вы Джону Ноймайеру, первыми в России станцевать балеты Начо Дуато, Иржи Килиана, Йормы Эло, начать освоение английской балетной классики. Нужна была смелость, чтобы осуществить мировую премьеру "Гамлета" Владимира Кобекина, поставить оперы французских авангардистов Эрика Сати и Дариуса Мийо, даже взяться за ставшую классикой "Войну и мир" Сергея Прокофьева с ее грандиозными хоровыми сценами. Но без подобной смелости, без желания узнавать и открывать новое невозможно строить современный театр. Когда-то столь же дерзкими казались эксперименты наших основоположников – Станиславского и Немировича-Данченко. Когда-то с огромным трудом Владимиру Бурмейстеру было разрешено поставить "Лебединое озеро", которое сегодня – общепризнанный в мире хореографический шедевр, наша классика. Мы знаем, что нельзя останавливаться. Пусть мы не избежим ошибок, но только такой путь может привести к победе. А что такое для театра победа? Это постоянный зрительский интерес, основанный на уверенности в том, что в этом театре со зрителями честны, что любой спектакль – это гарантированный профессионализм всей команды его создателей и исполнителей.