Отголосками такого рода разнообразных устремлений композитора, «осколками» его крупных замыслов, а иногда и просто лирическими отступлениями от капитальных работ являются созданные одновременно с ними двадцать фортепианных миниатюр — «Мимолетности», ор. 22 (1915—1917).
«Первой была сочинена № 5, последней — № 19,— рассказывает Прокофьев,— порядок в сборнике был установлен из художественных соображений, а не из хронологических. Название родилось из стихотворения Бальмонта:
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой, радужной игры».
В фортепианном творчестве Прокофьева цикл пьес «Мимолетности» однако занимает отнюдь не преходящее, «мимолетное» положение. Здесь предельно сжато и конденсированно воплотился основной строй музыкальных образов композитора в их специфически прокофьевском пианистическом выражении.
Важное значение этих пьесок сразу ощутил Н. Я. Мясковский, внимательно следящий за творчеством Прокофьева: «Мимолетности» — ряд небольших по размеру, но крупных по внутреннему содержанию пьесок..,— писал он. — Это как бы моментальные записи минутных настроений, капризных вспышек фантазии, моментов внезапного душевного сосредоточения или беспредметного лиризма; то это легкая шутка, как бы луч улыбки, то острый, неожиданно сорвавшийся афоризм, то взволнованно-негодующий порыв, то, наконец, какое-то безвольное погружение в потустороннее. Преобладают настроения мягкие, мечтательные, усмешливые, изысканно-простые, но, благодаря вкрапленным среди них эпизодам сильным и бурным, целое не получает характера однотонности и однообразия. ...В «Мимолетностях» явно чувствуется какое-то органическое углубление, обогащение авторской души; чувствуется, что композитор уже полосу стремительного — сломя голову — бега и начинает приостанавливаться, оглядываться по сторонам, замечать, что вселенная проявляет себя не только в сногсшибательных вихрях, но что ей свойственны, при постоянном движении, и моменты глубокого растворяющего душу покоя и тишины...».
Жанр "рок-опера" впервые появился в шестидесятых годах века. Создателем словосочетания «rockopera» и основоположником этого жанра принято считать Пита Таунсенда, лидера и гитариста британской рок-группы The Who.
Данный коллектив выпустил в 1969 году альбом «Томми» , а на его обложке впервые находилось название данного жанра.
Но исторически изобретателями жанра можно считать английскую группу The Pretty Things, которая выпустила в свет свой альбом «S.F. Sorrow» в 1968 году, записанный в 1967-м, однако не имевший, в отличие от упоминавшегося выше «Томми» The Who, оглушительного успеха.
В 1970 году записывается знаменитая рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» .
Самые известные зарубежные рок-оперы:
Jesus Crist Superstar
CATS
Quadrofenia
Tommy
The Phantom of opera
Рок-опера - это опера, написанная автором или авторами в стиле рок-музыки. Вообще говоря, рок-оперы - музыкальные и сценические постановки, в которых ариями, исполняемыми многими вокалистами, происходит раскрытие сюжета. При этом эти арии написаны в стиле рок, а на сцене вместе с солистами могут присутствовать гитаристы, клавишники и вообще любые другие музыканты.
Рок-опера также может быть и регулярным представлением, имеющим постоянный либо изменяющийся состав своих участников, и одноразовой записью. Зачастую для записи или живого исполнения рок-оперы на главные роли берутся солисты известных рок-групп. Наличие сюжета и ролей - основное отличие рок-оперы от обычного альбома.
Рыбников Алексей свое творчество в стиле рок-оперы определяет как «современную оперу» , а музыкант Виктор Аргонов называет жанр своей рок-оперы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» произведением или оперой в техно стиле. Тем не менее, общая черта число подобных произведений - это присутствие в них и речевых участков, и вокальных, и инструментальных, крупная форма, историческая и философская составляющая, в русских рок-операх - тесная связь с основными русскими традициями (особенно у вышеупомянутых Рыбникова и Аргонова) .
Русскоязычные рок-оперы - это ряд произведений советского времени: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» , «Стадион» , «Орфей и Эвридика» и «Юнона и Авось» Рыбникова, «Алые паруса» (создана Богословским и озвучена в 1977 году ВИА «Музыка») , а также последние произведения: «Преступление и наказание» , «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» и «Эльфийская рукопись» Артемьева, «Последнее испытание» , «Паганини» , «Кентервильское привидение» , «Царь-Девица» , «Жанна д’Арк» , «Мастер и Маргарита» Александра Градского, а также «Ангел Мести» Дарьи Достоваловой и Сергея Ефимова, молодых музыкантов из Иркутска.
Объяснение: