Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, соч. 23 был написан П. И. Чайковским в 1874―1875 годах и впервые исполнен 25 октября 1875 года в Бостоне Гансом фон Бюловым с оркестром под управлением Бенджамина Ланга.
Концерт создавался зимой 1874―1875 годов, относительно технических подробностей фортепианной партии Чайковский, предположительно, консультировался с П. А. Пабстом. Первоначально композитор посвятил произведение Николаю Рубинштейну, который должен был стать его первым исполнителем. На Рождество 1874 года Чайковский представил законченный, но ещё не оркестрованный концерт Рубинштейну, однако тот отозвался о сочинении весьма недоброжелательно, сказав, что оно «никуда не годится». Уязвлённый Чайковский отказался что-либо в нём менять (лишь через несколько лет он создаст его новую редакцию) и снял посвящение Рубинштейну. По совету пианиста Карла Клиндворта композитор отправил рукопись концерта Гансу фон Бюлову, который с радостью согласился его исполнить.
кларнет -деревянно духовой инструмент
Флейта —деревянно духовой музыкальный инструмент.
тромбон -деревянно духовой музыкальный инструмент.
бубен- Ударный музыкальный инструмент
валторна-деревянно духовой музыкальный инструмент.
фагот - деревянно духовой музыкальный инструмент.
труба - медно духовой музыкальный инструмент.
тарелки - ударный музыкальный инструмент
скрипка - струнно - смычковый музыкальный инструмент
виолончель - Струнно смычковый музыкальный инструмент
туба - медно духовой музыкальный инструмент.
альт -Струнные смычковые музыкальные инструменты
гобой - деревянно духовой музыкальный инструмент.
контрабас - струнно - смычковый музыкальный инструмент
литавры - Ударный музыкальный инструмент
барабан - Ударный музыкальный инструмент
На городской площади в Севилье, у сигарной фабрики расположился сторожевой пост. Скучающие солдаты наблюдают за пестрой толпой. Сержант Моралес поет песню, драгуны подтяги-вают.
Появляется Микаэла - молодая крестьянка, она разыскивает своего земляка Хозе. Моралес и солдаты наперебой ухаживают за Микаэлой. Она смущена и уходит.
Слышен сигнал трубы - появляется взвод солдат во главе с Хозе. Ему спешат рассказать о при-ходе Микаэлы. Раздается звук колокола: на фаб-рике обеденный перерыв. Появляется Кармен - темпераментная и смелая, она привыкла властвовать над всеми. Ее хабанера - песня свободной любви звучит как вызов Хозе, а цветок, брошен-ный к его ногам, обещает любовь. Приход невес-ты Хозе, Микаэлы, на время заставляет его забыть о дерзкой цыганке. Он воспоминает родную деревню, дом, мать. И снова Кармен нарушает спокойствие. На этот раз она оказывается виновницей ссоры на фабрике и Хозе должен доставить ее в тюрьму. Но чары цыганки всесильны - и Хозе нарушает приказ и Кармен бежать.
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
Таверна Лилас-Пастья в Севилье. Это место тайных встреч контрабандистов. Веселье в разгаре, капитан Цунига ухаживает за Кармен.
На улице слышен шум приветствий, при свете факелов толпа встречает своего кумира - знаме-нитого тореадора Эскамильо. Он всегда весел, уверен в себе, смел. Эскамильо бросает вырази-тельные взгляды на Кармен, но та дает понять, что сейчас ее сердце занято.
Темнеет. Посетители покидают таверну. Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел. Но Кармен отказывается идти, - она ждет возлюбленного. В таверну приходит Хозе, но радость их встречи кратковремен-на. Военный горн призывает драгуна в казармы. В душе Хозе страсть борется с долгом. Кармен негодует. Появляется Цунига, начальник Хозе, он надеется на благосклонность Кармен. В порыве ревности Хозе обнажает саблю. Воинская присяга нарушена - путь к возвращению в казармы отрезан. Хозе остается с Кармен, чтобы начать новую жизнь.
ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ
Глухой ночью, в горах, контрабандисты устроили привал. С ними Кармен и Хозе. Хозе страдает от измены долгу, о тоски по родному дому. Лишь страстная любовь к Кармен удерживает его в лагере контрабандистов. Но Кармен больше не любит Хозе, разрыв между ними неминуем. Что-то скажут ей карты? Подругам они предсказали счастье. Только Кармен судьба не сулит радости: она прочла в картах свой смертный приговор. Внезапно приходит Эскамильо - он спешит на свидание с Кармен. Хозе преграждает ему путь. Ревность и негодование вспыхивают в душе драгуна. Кармен останавливает поединок соперников. В этот момент Хозе замечает Микаэлу, которая пробралась в лагерь контрабандистов, чтобы увести Хозе. Хозе не внемлет ее словам. Лишь известие о смертельной болезни матери заставляет Хозе покинуть Кармен. Слышится задорная песнь тореадора. Кармен прислушивается к ней с затаенным восторгом. Она опять свободна.
ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЕ
Яркий солнечный день. Площадь Севильи полна народа - предстоит бой быков. Эскамильо любовно прощается с Кармен. Он ободряет ее: его победа несомненна. Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен о грозящей опасности: за ней неотступно следит Хозе. Кармен не слушает их, она устремляется на корриду. Хозе останавливает ее. Нежно, с любовью обращается он к Кармен. Хозе не верит, что она разлюбила. Но ответ Кармен неумолим: между ними все кончено. "Свободная родилась - свободная и умру", гордо бросает она Хозе. В порыве гнева он закалывает Кармен. Смертью она утверждает свою свободу.