Кюй — это инструментальная пьеса, весьма небольшая по времени звучания (2 - 4 мин.), но очень глубокая по содержанию и отточенная по форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой, которые отражают, как некоторые жанровые черты, так и определенную логику музыкального мышления. Встречается в культуре почти всех тюркских кипчакских племен, в основном у казахов и киргизов. Исполняются на разных народных инструментах (смычковых, духовых и щипковых). В большинстве случаев кюи исполняются на щипковых инструментах этих народов: домбра у казахов и комуз у киргизов. В XX веке в казахской культуре ставились эксперименты также и по хоровому исполнению кюев.
Коркыт
Курмангазы Сагырбайулы
Даулеткерей
Таттимбет
Жаяу Муса
Ыкылас Дукенов
1) Массовость (многие из народных были придуманы простыми людьми или группами людей. Именно поэтому такая понятна каждому обычному человеку, что делает ее в какой-то степени массовой, композиторские песни рассчитаны на более узкий (чаще всего элитарный) круг людей).
2) Опора на музыкальную теорию (композиторы обладали знанием нотной грамоты и музыкальной теории в целом, чем и пользовались при написании песен. Народная же песня очень редко опирается на такую теорию и чаще всего сочиняется и играется "на слух").
3) Необходимый навык игры на инструменте (для игры композиторских песен чаще всего требуется очень высокий навык владения инструментом, в то время как для игры народной песни далеко не всегда нужен столь высокий уровень умения играть).
4) Затрагиваемые проблемы (композиторская песня затрагивает очень глубокие морально-философские проблемы, ищет их решения и объяснения с музыки, в то время, как народная песня освящает проблемы бытового плана и подобные).