1. Серге́й Серге́евич Проко́фьев (11 [23] апреля 1891, Сонцовка, Екатеринославская губерния, Российская империя — 5 марта 1953, Москва, СССР) — русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель, шахматист первой категории. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957) и шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1952).Прокофьев писал во всех современных ему жанрах. Его перу принадлежат 8 опер, 7 симфоний и другие оркестровые сочинения, 9 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра.
Прокофьев создал собственный новаторский стиль. Новаторскими чертами отмечены сочинения как раннего, так и заграничного и советского периодов. Многие его сочинения (всего более 130 опусов) вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры как, например, Первая, Пятая и Седьмая симфонии, балет «Ромео и Джульетта» (1935), Первый, Второй и Третий фортепианные концерты, кантаты «Александр Невский» (1939) и «Здравица» (1939), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), музыка к кинофильму «Поручик Киже» (1934), «Мимолётности», «Наваждение», Седьмая соната и другие фортепианные пьесы. Прокофьев принадлежит к числу наиболее значительных и репертуарных композиторов XX векаПерейти к разделу «#Рецепция».
Программная увертюра - оркестровая пьеса, являющаяся вступлением к опере, балету, драме, кинофильму). Главное открытие Мендельсона в симфонической области – его концертные программные увертюры – область, в которой он выступил смелым новатором.Первая романтическая концертная увертюра – «Сон в летнюю ночь».
Смысл такого вступления (называемого также интродукцией или прелюдией) может заключаться в провозглашении самой существенной идеи — символа (мотив неизбежности трагедии в «Риголетто» Дж. Верди) либо в характеристике главного героя и одновременно в создании особой атмосферы, во многом предопределяющей образный строй произведения (вступление к «Евгению Онегину» Чайковского, «Лоэнгрину» Р. Вагнера).
Современность в музыке - субъективное понятие. Если попросить людей сказать, какая по их мнению музыка может считаться современной, мы получим совершенно разные ответы. Поэтому предлагаю порассуждать: что же такое современная музыка?
К какой музыке люди прибегают чаще всего? К той, которая им нравится, которая отвечает их мыслям и переживаниям, в которой можно найти поддержку и опору в трудную минуту. Наибольшее количество прослушиваний получают песни и музыкальные произведения, которые раскрывают вечные образы, поднимают темы, которые всегда актуальны: темы любви, дружбы, войны, предательства... На мой взгляд, именно такая музыка является современной. Более того, она является таковой для всех поколений: она была современной долгое время назад, когда ее только сочиняли, она является современной и сейчас, поскольку отвечает потребностям людей современности. Музыка может быть написана много веков назад или совсем недавно, и она все равно будет современной для человека, если он нашел в ней то, что искал. Таким образом, к таким музыкальным произведениям возвращаются вновь и вновь, даруя им вечную жизнь. Ведь пока о музыке помнят, ее слушают и ее мотив напевают, она живет.