Великий князь Александр Невский — могучий сын Земли русской Великий князь Александр Невский — талантливый полководец, дипломат, мудрый и сильный правитель — все силы положил на защиту Русской Земли от иноземных захватчиков. А Православная Церковь прославила князя за кроткое служение ближним и милостивую оказанную народу во времена тяжелых испытаний и лишений. Великому князю Владимирскому Александру Невскому выпала нелегкая судьба: «для Руси он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирения инока» . Слава этого человека была велика уже при жизни. Главные сражения, выигранные князем, — битва на Неве со шведами в 1240 году и Ледовое побоище с немецкими рыцарями (крестоносцами) на Чудском озере в 1242 году. Понимая, что монгольское рабство — это унизительное и тяжкое бремя, он, тем не менее, приложил немало усилий к сохранению мира с Ордой, который давал ему возможность все силы бросить на отражение агрессии со стороны католического запада. Окатоличивание для православной Руси означало не только физическое уничтожение, но и духовную смерть. В отличие от татар крестоносцы, благословленные римским папой, не только грабили и убивали, но и несли разрушение основ православной духовной культуры русского народа. Почитание князя Александра как святого началось почти сразу же после его кончины. 6 декабря 1941 года, в День памяти Александра Невского, началось контрнаступление советских войск под Москвой в 1941 году, а в 1942 году день Ледового побоища, 5 апреля, совпал с Пасхой. На денежные средства Русской Православной Церкви была создана воздушная эскадрилья имени Александра Невского. И по сей день в народе живет вера в то, что Александр Невский охраняет северные и восточные границы Российского государства.
Ярославна в опере образ собирательный. А.П. Бородин в своей героине запечатлен черты многих русских женщин. По силе характера Ярославна мужественная княгиня, сохраняющая достоинство при всех обстоятельствах. Отсюда властные интонации в ее партии, например в сцене с Галицким, где она дает отповедь распутному князу: "Да ты забыл, что я княгиня, что князем власть мне здесь дана...". В такие моменты музыка в партии Ярославны по характеру и интонационному строю приближается к музыке в партии князя Игоря. Лиричность, женская нежность, любовь Ярославны раскрывается в ее Плаче из последнего действия. У Ярославны самая развернутая и многоплановая характеристика в опере. Из центральных героев только она имеет две крупные формы, а кроме них участвует в двух дуэтах с Игорем (в прологе и последнем действии, а также в сценах с девушками, Галицким и боярами, где ей принадлежит важнейшая роль. Кроме того, в "Князе Игоре" Бородин обходится без лейтмотивов, лишь в муз характеристике Ярославны встречается некое подобие - это знаменитые аккорды-секвенции, звучащие в Прологе при появлении и уходе княгини, а также в несколько измененном виде, в Плаче. Ее партия - самая богатая по средствам выразительности. Многочисленные речитативные фрагменты и ариозные. Соло Ярославны дважды открывает крупные разделы оперного действия: 2 картину 1 акта и финал. Плач Ярославны - самая сильная кульминация в опере. Плач возникает из старинных народных голошений и причитаний с характерными для них интонациями увеличенной секунды и тонкой мелодической орнаментикой. В своем плаче Ярославна обрисована как простая русская женщина. Тоска и скорбь подчеркиваются сравнением ее с горькой кукушкой. Этот образ часто встречается в русском и украинском фольклоре. Вторая тема Плача "Я кукушкой перелетной" - та же самая взволнованная лирическая мелодия, что и в средней части арии Игоря.