первый вопрос-ответ на картинке.2)прощание с петербургом» — единственный вокальный цикл глинки, хотя романсы занимают важное место в его творчестве. впрочем, и эти 12 романсов не задумывались как цикл. об их возникновении композитор рассказал в своих «записках» : «в день моих именин, т. е. 21 мая (1840 года. — а. к.) , когда я шел из ревельского подворья.. мне пришла мелодия болеро «о дева чудная моя» . я попросил кукольника написать стихи для этой новой мелодии, он согласился, а вместе с тем предложил мне несколько написанных им романсов. по этому, кажется, поводу пришла платону мысль о двенадцати романсах, изданных потом п. и. гурскалиным под именем «прощание с петербургом» . у меня было несколько запасных мелодий, и работа шла весьма успешно» . это происходило в петербурге, где глинка, признанный создатель первой классической оперы «жизнь за царя» (1836), работал над второй — «руслан и людмила» . он часто встречался с братьями кукольниками, нестором и платоном, которые с 1839 года поселились в доме мерца в фонарном переулке. там за несколько лет до того жил сам глинка, туда же он вернулся в сентябре 1840 года. у кукольников собиралась компания приятелей — , критиков, любителей музыки, — известная как братия. нестор васильевич кукольник (1809—1868) пользовался в то время широкой популярностью. первый успех 29-летнему писателю принесла драматическая фантазия «торквато тассо» ; в период расцвета за 6 лет (1840—1845) он написал 5 романов, 5 драм, 26 повестей, множество стихотворений. кукольник называл себя родоначальником школы романтиков и признавал гениальную триаду в (уже подарившей миру пушкина! ) , живописи и музыке: брюллова, глинку и себя самого. глинка написал на стихи кукольника ряд романсов, в том числе «сомнение» , и музыку к его трагедии «князь холмский» . над «прощанием с петербургом» композитор работал в июне-июле 1840 года и закончил «заказанные романсы» 9 августа. на следующий день он уезжал в свое имение новоспасское, и кукольник с братией устроил ему проводы, пригласив знакомых артистов и . здесь впервые прозвучал заключительный номер «прощания с петербургом» — «прощальная песня» для голоса с мужским хором, слова которой кукольник посвятил глинке, а глинка музыку — друзьям. композитор вспоминал: «я пел с необыкновенным одушевлением прощальную песню, хор пела братия » другие номера также имеют посвящения друзьям: №3 — офицеру а. а. скалону, №6 — н. ф. немировичу-данченко, родственнику кукольников, прозванному рыцарем коко, №8 — л. а. гейденрейху, врачу императорских театров, лечившему глинку, №10 — а. н. струговщикову, известному переводчику и поэту.
О чем рассказывает его музыка? О людях, об их радостях и горестях, об их любви, об их жизни. Вот почему его музыка по-настоящему национальна...
Д. Шостакович.
Американский композитор, пианист. В музыкальном стиле Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки и различных форм европейской музыки, в том числе фортепьянного стиля Ф. Листа и С.В. Рахманинова (в «Рапсодия в блюзовых тонах»), французского импрессионизма, веризма, балладной оперы. В музыкально-сценических сочинениях (опереттах, ревю, мюзиклах) нередко обращался к злободневным общественно-политическим темам. Гершвин - виднейший представитель симфонического джаза. Особенности его стиля - сочетание традиций джаза с формами европейской музыкальной классики - оперной, симфонической, концертной. Творчество Гершвина отличается оригинальностью, несмотря на заметные различные влияния (в «Рапсодия в блюзовых тонах» - виртуозность фортепианного стиля Ф. Листа и С.В. Рахманинова, в фортепианном концерте - традиции французских импрессионистов). Музыкальный язык Гершвина отличается непосредственностью, красочностью, острым юмором. Большое место в его творчестве занимают мюзиклы. В духе гротеска написаны им симфонические сюиты. Популярность приобрели его эстрадные песни.
В 1924 г. состоялось исполнение одного из лучших сочинений композитора Джоджа Гершвина «Рапсодии в стиле блюз» для фортепиано и симфонического оркестра. Партию рояля исполнял автор. Новое произведение вызвало большой интерес американской музыкальной общественности. На премьере «Рапсодии с огромным успехом, присутствовали С. Рахманинов, Ф. Крейслер, Я. Хейфец, Л. Стоковский и др.
Однажды Гершвин случайно прочитал в газете, что по заказу Уайтмена работает над джазовым концертом, хотя на самом деле даже не собирался писать подобное произведение. Решив, что это ошибка, он позвонил своему «шефу» и выяснил, что тот действительно внес еще несуществующее сочинение в программу предстоящего концерта, где авторитетные музыкальные критики на основе должны были ответить на животрепещущий во что есть американская музыка?». Гершвину не оставалось ничего, кроме как согласиться. Так родилась «Рапсодия в стиле блюз» («Rhapsody in Blue»), в названии которой обыгрываются два значения английского слова «Ыuе» лирическая песня (блюз) и голубой цвет.
Рапсодия выявила яркость и оригинальность композиторского дарования Гершвина. В его музыке воплотилась самобытная красота раннего джаза – его бьющая через край темпераментность, свободная импровизационность, тесная связь с афро- американским фольклором, синкопированные ритмы, необычное блюзовое интонирование.
Прежде чем разбирать музыкальное произведение, попытаюсь дать определения таким понятиям которые непосредственно связаны с рождением рапсодии, это: Джаз (англ. jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное рас Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, изощрённый ритм, основанный на синкопированных фигурах и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры.
Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации создаются во многих видах художественного творчества: в поэзии, музыке, танце, театре и др. Истоками импровизации является народное творчество. К импровизации относят жанр экспромта.
Афроамериканская музыка (англ. Afro-American music) — американская народная музыка, возникшая от смешения элементов африканской и европейской музыкальных культур и сформировавшаяся условно за период XVI—XIX вв. Жанровые виды: вокальная музыка (уорк-сонг, баллады, спиричуэлс, блюзы), инструментальная музыка и джаз. Впервые термин был введен в 1914 гг. музыкальным критиком Г. Кребилом и ныне применяется по отношению к афроамериканскому фольклору.
До,ми,соль