Этимология слова «фактура» («обработка») в музыке, близкая значению этого слова в живописи и декоративно-прикладном искусстве, предполагает особого рода украшение голосов — орнаментирование, фигурную отделку, введение изобразительных моментов.
Само слово «фактура» возникло в музыке в связи с богатейшим развитием украшающих, звукописных и изобразительных элементов музыкальной ткани в XIX в. Музыкальный декор в произведениях XIX в. (а также и до XIX и в XX в.152) создавался в основном двумя фактурными явлениями — фигурацией и дублировкой. Последние и образуют фактурный рисунок голосов (который следует отличать от фактурных функций, определяющих назначение того или иного голоса в музыкальной ткани). Фактурный рисунок является достоянием главным образом инструментальной музыки и из нее переносится в вокальную сферу. Фигурации и дублировки получили интенсивное развитие в инструментализме барокко и классицизма, ярко обозначились в раннем клавирном стиле (например, у английских верджинелистов XVI в.). Однако наибольший интерес представляют фигурации и дублировки в музыке XIX в., потому что здесь их развитие достигло такого уровня индивидуализации, что рисунок фактуры определял уникальность, неповторимость произведения, наиболее непосредственно воплощал программный замысел, и заимствование фактурного приема было бы плагиатом.Фигурация (от figurare — придавать вид или форму, образовывать, делать — лат.; термин получил распространение с конца XVIII в.153) — фактурный рисунок голосов музыкальной ткани, имеющий три чистых вида: фигурация гармоническая, мелодическая, ритмическая, — и многочисленные смешанные комбинации. Гармоническая фигурация — движение голоса по звукам аккорда. Мелодическая фигурация — движение голоса по аккордовым и неаккордовым звукам различных видов (задержание, проходящий звук, вс звук, предъем, камбиата). Для мелодической фигурации существенна повторяемость звеньев фактурного рисунка, орнаментальный вид этого рисунка; повторяемость характерна и для
153 Слово «figure» указывает на связь с приемами риторики (употреблять фигуры, украшать речь фигурами
ЭСТРА́ДНЫЙ ОРКЕ́СТР — муз. концертный коллектив, исполняющий в основном произведения легких жанров (см. Эстрадная музыка). Уже в 19 в. наметилось различие между оркестрами, выступающими в опере или в больших, серьезных концертах, и оркестрами, выступающими на балах, разного рода увеселительных мероприятиях, променадах и т. д. Однако это различие было чисто жанровым, ибо и те и другие коллективы включали в себя одинаковые инструменты и в них играли одни и те же музыканты. Однако в 20 в. состав Э. О. стал значит. более разнообразным. Нек-рые Э. О. по-прежнему близки по составу к малому симфонич. оркестру (эстрадно-симфонич. оркестры). От симфонич. оркестра они отличаются наличием постоянной группы саксофонов, 2—3 электрогитар, разнообразными латиноамериканскими ударными инструментами и ударной установкой. Другие Э. О. близки по составу к джаз-оркестру, отличаясь от него наличием группы струнных муз. инструментов, хотя они и представлены иногда только скрипками. Основным отличием Э. О. от других муз. коллективов по-прежнему остается их жанровое своеобразие. Сегодня их главная функция — аккомпанемент певцам, вокальным и танцевальным ансамблям, сопровождение разного рода шоу, исполнение отдельных инструмент. пьес, чаще всего развлекат. или виртуозного характера. В странах Зап. Европы вместо термина Э. О. часто употребляется "танцевальный оркестр".
Объяснение:
2) П. Чайковский: д) балет "Щелкунчик"
3) Н.Римский-Корсаков: а) опера "Снегурочка"
4) В. Моцарт: в) симфония №40
5) М. Глинка: г) романс "Я помню чудное мгновенье"